21.11.2023 11:36
    Поделиться

    2024 год станет рекордным по продажам мебели

    Такого удара от введения санкций, как, скажем, автопром, мебельная отрасль не испытала. Запасы на складах позволяют многим предприятиям стабильно работать даже в условиях кризиса. Но в целом ситуацию на рынке нельзя назвать безоблачной.

    Да, спрос на мебель остается высоким, и выручка производителей регулярно растет. Например, у нас в последние три года показатели прибыли в среднем увеличивались на 10-20 процентов. Покупательская способность в 2023 году не изменилась, но клиенты стали чаще сокращать средний чек за счет более дешевых изделий: наибольшей популярностью пользуются изделия из ДСП, на втором месте - мягкая мебель, на третьем - из массива и МДФ. Кроме того, дизайнеры интерьеров стали чаще отдавать предпочтение отечественным производителям мебели. Любопытно, что каждый второй покупатель заказывает изделия по собственному дизайну. Для сравнения: в 2021-м таких было лишь около 30 процентов.

    Но за фасадом благополучия в мебельном производстве кроется и целый ряд проблем, пока не решенных. Ключевой вопрос - зависимость от импорта. До сих пор все мебельные компании закупают качественные материалы: ДСП, МДФ, шпон, фурнитуру и лаки - у европейских компаний. Сейчас растет число предложений от производителей из Турции и Китая, продукция у них хорошего качества и по приемлемой стоимости. Это позволит в 2024 году разнообразить ассортимент на российском рынке.

    Однако пока сложный импорт сырья и комплектующих негативно влияет на себестоимость мебели. С января 2023-го закупочные цены на материалы и фурнитуру выросли в среднем на 13 процентов, к концу года ожидается очередное подорожание на 17-20 процентов, в том числе из-за волатильности курса рубля.

    С увеличением стоимости мебели производителям все труднее наращивать клиентскую базу. Таргетированная реклама и SEO-продвижение за последний год также существенно подорожали, что вынудило производителей вкладывать все больше средств в маркетинг, усиливать свои предложения скидочными офферами, ставить в приоритет LTV (lifetime value - прибыль компании, полученная от одного клиента за все время сотрудничества с ним).

    Из-за того, что все больше потребителей не хотят взаимодействовать с десятком разных продавцов, произошло расширение ассортиментных матриц производителей

    Поскольку монополизация сырьевых поставок привела к увеличению цен и ухудшению качества некоторых видов продукции, большинство производителей сформировали новые собственные каналы доставки из Казахстана и Турции, чтобы обеспечить качественное и бесперебойное оснащение материалами. Правительство РФ планирует поддержать мебельную отрасль с помощью долгосрочного группового государственного заказа и компенсации издержек по логистике импортных комплектующих, которые после введения санкций выросли в восемь раз. Однако пока эти меры на этапе обсуждения.

    Каким будет рынок мебели в 2024 году?

    Персональный маркетинг, выставки, личные контакты и ведение социальных сетей приобрели для производителей не дополнительный, а бюджетообразующий характер. Купить товар сегодня - не просто положить его в корзину на сайте и оплатить счет. Потребитель ценит заботу и внимание со стороны представителей компании. Я сам стал больше ездить на встречи и презентации, потому что вижу: чем больше внимания и сервиса предоставляется заказчику персонально, тем больше лояльности проявляет он в ответ. Потребители хотят чувствовать, что с ними работает профессионал, способный не просто красиво презентовать товар, а помочь решить конкретную проблему, максимально качественно и быстро представить нужный результат. Ответственность, доброжелательность и вовлеченность - вот что люди ищут в представителях мебельных компаний в момент приобретения любых товаров, особенно дорогих. Это побудило топовых игроков рынка переработать стратегии продвижения с учетом изменения рыночной конъюнктуры.

    Еще одной тенденцией стала реструктуризация компаний, разделение на производственную и сбытовую части. Сбыт практически полностью выводят на аутсорс в рамках работы с маркетплейсами, оставляя лишь несколько кураторов логистических и рекламационных вопросов. Таким образом производители мебели избавляются от необходимости инвестировать в маркетинг и продажи в больших объемах.

    Из-за того, что все больше потребителей не хотят взаимодействовать с десятком разных продавцов (приобретать отдельно кухню, шкафы, диван...), произошло расширение ассортиментных матриц производителей. Это адекватный ответ на заинтересованность клиентов не столько в приобретении мебели, сколько в полноценной реализации интерьерных решений.

    2024 год, по моим оценкам, станет рекордным по объемам продаж и производства. На них повлияет совокупность следующих факторов: увеличение денежной массы М2 (сумма наличных денег в обращении и безналичных средств; другими словами, инфляция будет высокой, денежная масса в стране увеличится), удержание капиталов внутри страны, рост объемов ввода в эксплуатацию объектов недвижимости, возросшая потребительская лояльность к отечественным производителям в связи с геополитической ситуацией и санкциями.

    Поделиться