Вуз закупил оборудование отечественного производства, рассчитанное на работу с жаропрочными сплавами и нержавеющими сталями. Технику разработали и изготовили в Институте лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Это установка, в которой детали спекаются из металлического порошка с помощью лазера под действием высоких температур - примерно 1700 градусов. В этом суть аддитивного производства, которое позволяет создавать сложные геометрические формы и уникальные изделия высокой прочности. Такие трудно, а порой и невозможно изготовить традиционным литейным способом.
Центр аддитивного производства вуза будет заниматься разработкой и выпуском (возможно, даже небольших партий) узлов для газотурбинных двигателей, которые делает самарское предприятие "ОДК-Кузнецов". Роботизированный комплекс сможет испечь и крупногабаритные детали диаметром до 1300 мм, высотой до 600 мм и весом до полутора тысяч килограммов. Производительность такого "выращивания" весьма высокая - до 2,5 кг в час.
Вуз получил на создание центра федеральный грант в 225 млн рублей. Двигателестроительный завод как заинтересованный индустриальный партнер университета направил на софинансирование такую же сумму. У завода есть похожее оборудование, поэтому вуз будет делать для предприятия образцы, которые после испытаний на заводе можно вывести в широкое производство. Сегодня предприятия охотно покупают готовые на 80-90 процентов разработки, а не тратят на них свои ресурсы.
В Центре аддитивных технологий уверяют - их метод быстрее и дешевле. К примеру, выпуск горелочного устройства традиционным способом стоит 220 тысяч рублей, а с помощью аддитивных технологий - в два раза меньше. Кстати, компания Илона Маска именно так изготавливает свои космические аппараты.
По словам директора Института двигателей и энергетических установок Самарского университета им. Королева Виталия Смелова, потенциально аддитивное оборудование центра можно использовать для выпуска деталей и комплектующих для авиационной и космической техники, атомной энергетики, нефтеперерабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности.
Сейчас специалисты центра отрабатывают технологии аддитивного производства деталей и узлов горячей части перспективных газотурбинных двигателей, и некоторые уже успешно прошли предварительные испытания. .