А вечером в специальном домике для общих сборов - Арт хурон (переводится с осетинского как "Солнечный круг") - гостей будут учить национальным песням и танцам, а также интересным, но позабытым детским играм, в которые маленькие горцы играли еще 300 лет назад, когда не было компьютеров и интернета.
Да, туристы платят деньги, чтобы их заставляли работать. Главная задача этого необычного проекта - позволить людям отдохнуть от городской суеты, почувствовать истинное единение с природой, приобщиться к сельской жизни и, самое важное, - сблизить всех членов семьи. В том числе дать возможность родителям больше общаться с детьми. Для этого шале, в которых поселят гостей, построены по принципу студии - без отдельных изолированных комнат. Гостиная, кухня, спальня и каминная находятся в разных частях единого большого пространства, где каждый человек на виду.
Проект получил название "Парк "Земля Осетия". Парк разместился на площади в 20 гектаров в живописном уголке Алагирского района, откуда открывается потрясающий вид на Кавказский хребет и гору Казбек. Кроме первого гостевого дома в стиле шале и зоны общения Арт хурон здесь возвели также торговый павильон и дегустационный зал, а также мини-ферму, где у каждого теленка отдельный "домик".
Пока открытие парка - предварительное, многое еще здесь предстоит сделать. Однако первые туристы, которые хотят на недельку поселиться в необычной деревне, уже есть, и они скоро заселяются. Посетил объект и глава Северной Осетии Сергей Меняйло. Вместе с инвестором проекта - руководителем агропромышленного холдинга "Мастер-Прайм. Березка" Ларисой Бекузаровой он осмотрел территорию деревни, где туристы могут приобщиться к сельской жизни, научиться доить коров, готовить сыр и печь осетинские пироги.
- Особенность этого места в том, что здесь можно все сделать своими руками, - отметил Сергей Меняйло. - Для кого-то самому подоить корову, приготовить сыр, испечь пироги - это новые, необычные впечатления. Для тех, кто живет в больших городах, поверьте, это эксклюзив. Поэтому здесь нужно сделать акцент на национальном, на том, что турист сможет увидеть только у нас. Проект хороший, и то, что он будет реализован, ни у кого сомнений не вызывает. Агродеревня создается за счет средств инвестора. Мы поддержали его, предоставив в аренду земельный участок, и планируем в следующем году оказать дополнительную помощь.
Глава Северной Осетии подчеркнул, что в республике в целом бурно развивается туризм и появляются новые необычные проекты в этой области. Парк "Земля Осетия" - один из них.
- Наша задача - не только увеличить турпоток в республику, но и упорядочить его и предоставить гостям как можно больше видов отдыха: горнолыжный, санаторно-курортный, культурно-исторический, агротуризм, - рассказал Сергей Меняйло. - Важно раскрыть наш потенциал и создать условия, чтобы гости почувствовали особенность республики. Мы можем взять своей эксклюзивностью!
Разговорившись с корреспондентом "РГ", гендиректор агропромышленного холдинга Лариса Бекузарова призналась, что реализовать проект с первого раза не удалось - помешали антироссийские экономические санкции со стороны Евросоюза. Но потом парк все равно создали.
- Первоначально я планировала на этой земле открыть роботизированную молочную ферму, где участие человека было бы минимальным, а рядом - агроэкодеревню, где туристам могли бы дать мастер-классы по выпечке пирогов и производству сыра, а дети, которые выросли в городе, увидели бы, что молоко не растет на дереве, - рассказывает Лариса Бекузарова. - И вот уже когда мы заплатили несколько десятков миллионов рублей голландской компании за поставку оборудования для роботизированной фермы, мне сообщили, что западные "партнеры" не могут поставить его: ЕС ввел санкции! Ну что ж, мы заставили их вернуть деньги... А потом, раз пока не получается с робофермой, я решила реализовать сразу вторую часть плана - построить агроэкодеревню. А роботизированную ферму мы откроем все равно - с партнерами из Азии.
Рассказывая это, Лариса Бекузарова показывает нам первое шале для туристов, которое уже построено. В ближайшее время планируется установить еще пять таких же. Дом полностью деревянный, с дровяной печью, зонами кухни и спальни. Причем отдыхать гостям предлагается на двухъярусных кроватях. Студийный формат выбран не случайно - в едином пространстве члены семьи будут больше общаться, объединенные общим трудом и досугом.
А рядом с шале - на нескольких сотках земли - лавандовое поле. Прогуливаясь между кустов этого уникального растения, можно насладиться его запахом, а несколько веточек и себе взять - на память.
Центром агроэкодеревни является "Солнечный круг" - Арт хурон, где для гостей разработана программа осетинских вечеров, включающая в себя не только знакомство с народным фольклором, но и торжественные застолья в национальном стиле.
- Моя цель - сделать так, чтобы люди улыбались, - говорит Лариса Бекузарова. - Хочу, чтобы о моей республике и ее традициях узнали в других регионах и приезжали в Осетию снова и снова. Не потому, что кто-то требует, а потому, что хочется.
Агван Микаэлян, член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети "ФинЭкспертиза":
- В регионах Северного Кавказа нет тяжелой промышленности, но это территории с колоссальным туристическим потенциалом, который сейчас бурно развивается. Нужно время, чтобы развернуть существующие рекреационные резервы. И это архитяжелая задача. Тем не менее видно, что большие подвижки есть. В качестве примера для подражания приведу Турцию. Наверное, мало кто вспомнит курортные территории этой страны 90-х годов. В то время, проезжая по главным туристическим местам, было ощущение, что двигаешься в буквальном смысле по помойке. И только попадая в отель, ощущались цивилизация и комфорт. Но гостиницы - это были какие-то отдельные оазисы, обнесенные стенами с колючей проволокой. Прошло 30 лет, за которые турецкие власти вложили в курортную инфраструктуру своей страны очень много денег. И сейчас ни у кого из туристов, отправляющихся в Турцию, не возникает вот этого ощущения помойки. Наоборот. Примерно то же самое происходит сейчас с курортами Северного Кавказа. Но они только в начале большего пути и активно развиваются последние два года. Еще 20 лет в таком же темпе - и мы их не узнаем.