В Минэкономразвития России заявили, что изменили госпрограмму по предложению правительства Калининградской области в ответ на очередной виток ограничений. Ведь российский эксклав ощущает их последствия одним из первых в стране из-за своей особой географии. Действие документа продлили вплоть до 2030 года, пересмотрев объемы финансирования из федерального бюджета.
Решение о продлении госпрограммы уже принято, регион будет получать 5,7 миллиарда рублей вплоть до 2030 года, сообщили в региональном правительстве. В эту сумму не входят выделяемые федеральным центром субсидии на поддержку рынка труда. Приоритеты остались прежними: здравоохранение, образование, физкультура и спорт, строительство и реконструкция коммунальной инфраструктуры, берегоукрепление и другие проекты. Акценты пока сместили в сторону крупных строек, поскольку они наиболее сильно подвержены санкционному давлению, а подрядчики по-прежнему сталкиваются с логистическими трудностями.
Самый яркий пример - реконструкция променада в городе Светлогорске и строительство совершенно нового участка набережной, который соединит курорт с будущим морским терминалом в городе Пионерский. Это один из самых масштабных инфраструктурных проектов на побережье Балтийского моря. По измененной госпрограмме на него выделят около 18 миллиардов рублей. В марте этого года стоимость работ оценивали в 12,5 миллиарда. За полгода проект подорожал в полтора раза. В большей степени это связано с ценами на стройматериалы, металлопрокат и стоимостью их доставки в российский эксклав.
Власти региона надеются, что новый порт в Пионерском поможет улучшить морскую логистику. Помимо приема пассажирских лайнеров, в Пионерский хотят перебросить ролкеры, доставляющие накатную технику. Такое решение увеличит объемы перевозок и одновременно разгрузит порт Балтийск, мощности которого сегодня ограничены. Эксперты не исключают, что новые морские ворота с точки зрения логистики будут более интересны бизнесу, поскольку из Пионерского есть прямой выход на скоростное Приморское кольцо. Пропускная способность последнего значительно выше, чем у Балтийского шоссе. Доставлять товары будут быстрее, что может положительно сказаться на их стоимости.
К слову, о транспортных магистралях. Еще один важный объект, на котором заострили внимание в измененной госпрограмме развития, - завершение реконструкции очередного участка Северного обхода областного центра. Эта дорога связывает Советский проспект и поворот на микрорайон Чкаловск. Новый шестиполосный автобан, построенный вместо снесенного двухполосного, сможет пропускать до 50 тысяч автомобилей в сутки.
С трафиком в областном центре действительно возникают проблемы, особенно в часы пик. Подобные проекты помогают Калининграду частично избавиться от эффекта "бутылки", когда потоки машин с многополосных магистралей упираются в узкое дорожное "горлышко" на въезде в областной центр. Открытие первого отремонтированного участка Северного обхода с Невского проспекта до Советского проспекта уже разгрузило движение и позволило водителям вздохнуть с облегчением.
Включили в госпрограмму и инвестпроект по созданию круглогодичного курорта "Русская Балтика". Его разместят вблизи поселка Поваровка Зеленоградского района. По прогнозам, к 2035 году здесь будут отдыхать до двух миллионов туристов. Пока разрабатываются концепция объекта и так называемый мастер-план. Первые лоты для инвесторов обещают сформировать и выставить на аукцион уже в следующем году.
Подробностей мало. Однако уже известно, что одной из главных особенностей калининградского курорта станет санаторное лечение с использованием голубой глины. Ее можно в избытке найти в янтарных карьерах Калининградской области. Для отдыхающих планируют построить свыше трех тысяч гостиничных номеров.
Вероника Лесикова, министр экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области:
- Госпрограмма - значимый инструмент развития нашего региона. Именно этим документом регулируется поддержка калининградских предприятий, которые обеспечивают производство более 40 процентов товарной продукции области.