Если американцы в украинских пилотах сами еще не запутались, то нас запутали точно
Военный эксперт Леонков: F-16 будут базироваться в Румынии, на Украине есть риск потерять их еще до взлета
Россия24
В Пентагоне на днях заявили, что приступили к подготовке украинских летчиков для управления истребителями F-16. Это, конечно, очень странная новость, потому что весь год американцы говорили об уже ведущейся подготовке, а не о начале. И Конгресс США еще в прошлом году выделил на это 100 миллионов долларов. Не знаю, чем они занимались все это время, может, зубрили теорию летного дела, язык изучали или на тренажерах упражнялись.

В любом случае, по американским стандартам, для освоения истребителя F-16 необходимо минимум 9 месяцев, и это только базовый курс, то есть отработка взлета и посадки, полета "по коробочке". Затем идет специализация, когда пилоты начинают летать в группах и так далее. При этом пилотов берут не с нулевыми знаниями, а уже способных управлять другими типами самолетов.

Если же говорить о языке, то нужно понимать, что украинский летчик должен досконально знать английский технический.

На американских истребителях, как и у нас, есть речевой информатор, который объясняет летчику, что происходит с самолетом, сообщает о различных параметрах полета, применении оружия. Все приборы самолета имеют надписи на английском, причем это либо сокращения слов, либо вовсе аббревиатуры. Никто для украинцев на мову переводить надписи с английского не будет.

Опять же, если с Украины в США оправили опытных пилотов, а не выпускников военных училищ с налетом в несколько часов, то все равно они не смогут за несколько месяцев пересесть с условного Су-27 на американский истребитель. Там все устроено совсем иначе, человек должен привыкнуть к нестандартному для него расположению приборов, ручек. Еще там и другая логика применения оружия. У нас так: снял предохранитель, нажал гашетку, ракета полетела. У них же своя логика включения приборов и прочих манипуляций. В военной авиации все самое интересное начинается после взлета. Низковысотные полеты, полеты в плохих метеоусловиях, ночные вылеты, это все должно быть на автомате. Плюс к этому умение вести воздушный бой, уходить от ракет, заходить на цель под разными углами. Проскакивала информация, что на переподготовку польских пилотов - тех, кто летал на советской технике, - ушло чуть ли не два года. Есть ли у украинских летчиков время на это? Вопрос, конечно, очень интересный. Судя по тому, что начали говорить о подготовке пилотов еще в 2022 году, а уже 2023 заканчивается, о времени на Западе особо не беспокоятся. Видимо, им уже давно очевидно, что, когда западные образцы авиатехники появятся на Украине, то пилоты там должны будут сидеть опытные, то есть свои же западные, а не украинские. Думаю, все это прекрасно понимают, однако эти действия необходимо будет завуалировать, якобы подготовкой украинских пилотов, чтобы электорат не нервничал. Мы помним, что год назад в Британии заявляли, что будут обучать украинцев летать, однако с тех пор про них ничего не слышно. Зато недавно НАТО заявило о поставках в Румынию пяти истребителей F-16, якобы тоже для обучения украинских пилотов. Если они сами не запутались в этих программах обучения, то нас запутали точно. Я все же думаю, что под видом этой программы маскируется переброска авиации, которая должна будет постоянно базироваться в Румынии, взлетать с румынских аэродромов, приземляться на аэродромы подскока (аэродромы, предназначенные для кратковременной стоянки, дозаправки - прим. "РГ") на Украине, выполнять какие-то задачи, а затем возвращаться назад. Размещение истребителей F-16 на Украине чревато большими рисками потерять эту дорогостоящую технику еще до взлета. А как мы видим, сейчас США начали очень серьезно считать деньги, выделяемые на Украину. Просто так разбрасываться самолетами в Америке точно не будут.

Базирование F-16 на аэродромах Украины чревато большими рисками. Фото: wikipedia.org

Юрий Кнутов, военный эксперт, директор Музея войск ПВО, полковник в отставке:

- Резонный вопрос, который возникает у многих наших граждан: откуда на Украине возьмется столько летчиков? Ведь с начала СВО было сбито или уничтожено на земле более 500 самолетов. Это несколько авиационных дивизий. Опять же, еще до начала СВО контракты разорвали около 140 человек из числа летного состава - пилоты и штурманы. То есть, по логике, летчиков не должно остаться совсем. Однако это не так. Пилотов на Украине готовят в летных училищах, сразу после окончания пятого курса многие из них отправляются на переподготовку за границу. Несмотря на специальную военную операцию, авиационные училища на Украине не закрывались. Худо-бедно около 20-30 человек в год они могут выпускать. Кроме того, я уверен, что тех летчиков которые разорвали контракты или были уволены по другим причинам, после начала СВО однозначно мобилизовали, и вполне вероятно, что они сейчас пилотируют украинские самолеты. Ресурсы у них есть. Они, конечно, не неисчерпаемые, но и не маленькие. Конечно, обучение в украинских летных военных училищах сейчас идет по упрощенной программе. Количество часов налета, думаю, там минимальное. Они не способны закрыть нехватку пилотов в строевых авиационных полках, однако начальный курс подготовки они все же прошли. Если они еще будут отправляться на переподготовку на Запад, тогда там они доберут необходимое количество часов и освоят современную западную технику. И вопрос, кто будет платить за это, прямо скажем, недешевое удовольствие, для США и НАТО не стоит.

Алексей Леонков
военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества"
Поделиться