- Отец Виктор, время сейчас такое, пожалуй, агрессивное к традиционным религиям,много соблазнов или, как говорят, - возможностей. Что должно было случиться, чтобы вы не просто пришли в религию, а посвятили свою жизнь служению Богу?
Виктор Штыркин: Когда мне было одиннадцать, а брату два года, он что-то не то съел. Было сильное отравление. Он буквально умирал на глазах у меня и бабушки. Уже посинел, не дышал. Бабушка, а мы с ней были дома одни, в ужасе бегала по квартире, куда-то звонила. Семья у меня была не особо верующая, и в доме была только одна икона - Иисуса Христа. Мы решили освятить квартиру, священник ее принес и оставил. И я подошел к иконе и сказал с вызовом: "Господи, если ты есть, верни брата, и я пойду тебе служить".
В это трудно поверить, но через минуту брат открыл глаза. Как раз приехали родители, отвезли его в больницу, там сделали все необходимое, и он остался жив. Потом было многое. Самая банальная подростковая жизнь - гулял, дрался, хулиганил, даже курить пробовал. Но я себе поставил цель - раз пообещал, значит нужно держать слово.
- Послушайте, но мало ли, что люди говорят в одиннадцать лет. Не всякий вообще способен помнить об этом в таком возрасте.
Виктор Штыркин: Видимо, Господь пожалел меня, поскольку нарушение клятвы - страшное преступление. И как-то все, происходящее со мной в жизни, вело меня к службе. Вообще я планировал пойти в Суворовское училище или Академию МВД. Было желание служить ближнему через эти структуры. Но, видимо, для меня это было не полезно. И я по распределению владыки Феодосия поехал учиться в Ташкентскую семинарию.
Мне очень повезло - в то время там были просто потрясающие преподаватели богословия, теологии, вообще в принципе экклезиологии.
- Как вам жилось в семинарии?
Виктор Штыркин: Вы знаете, для меня это был вызов. Я рос, скажем так, в достаточно обеспеченной семье. Во всяком случае мы никогда не нуждались. Вот и привык к комфортным условиям. Когда же приехал в Ташкент, нас, семинаристов, поселили по сути в казарме - старом семинарском общежитии, так как в новом еще не успели закончить ремонт. Пятнадцать человек в одной комнате, самому приходилось себе стирать, жесткое расписание, дисциплина.
Было очень непросто. Ну и учеба, конечно. Я, наверное, только Библию, а это 77 книг Ветхого и Нового завета, прочел от корки до корки раз восемь. Чтобы вы понимали, на пятый год из 25 семинаристов осталось 7. Не все выдерживают нагрузку.
- Как родители отнеслись к вашему решению? Уход ребенка в служение Богу - это, по сути, сродни отречению от семьи. Было твое дитя, а теперь принадлежит церкви... Пытались отговорить, остановить?
Виктор Штыркин: Отец отнесся не плохо, но и не хорошо. Мама была категорически против. Пыталась достучаться до меня. Говорила, что у меня много перспектив и могу поступить учиться, куда угодно. Бабушка, а в семье последнее слово было за ней, велела родителям оставить меня в покое и разрешить уехать.
- Вы ведь и с супругой познакомились там, в Ташкенте?
Виктор Штыркин: Да, она из Ташкента. Ходила в молодежный отдел при церкви. Юсупова Камила Тимуровна, а в крещении - Елизавета. Папа у нее узбек, мама - метиска, наполовину русская. Крещение моя будущая супруга приняла еще до знакомства со мной. В церковь ее привела бабушка. Она, абсолютно домашний ребенок, и помыслить не могла, что будет жить где-то кроме Ташкента. Но вот уже пять лет, как мы поженились, и я ее привез сюда, в Бишкек.
- А как ее родители отнеслись к вам, к ее выбору?
Виктор Штыркин: Конечно, настороженно. Когда меня пригласили домой, так сказать на смотрины, я испытывал чувство, как перед соревнованием. А я семь лет занимался боевым самбо. В общем, так переживал перед встречей, что меня буквально трясло. А Лиза объяснила: если дедушка нальет мне чаю, значит принял - так у них заведено.
Мы долго разговаривали, и наступила эта минута - дедушка налил мне чаю. И напоследок сказал такую фразу: неважно, какой ты веры, главное, что человек хороший, и мы тебе ее доверяем. Но до сих пор мой тесть, когда созваниваемся, не перестает меня подкалывать: мол, ну что, святой отец, как дела? Беззлобно так подшучивает.
- Чем ваша супруга занимается кроме семьи?
Виктор Штыркин: Сразу после приезда она стала работать в отделе социальной защиты при церкви. Да и я со временем принялся активно там помогать. И сколько наблюдаю за сестрами милосердия, столько поражаюсь, насколько они самоотверженные.
Это правда, они настолько любят людей! Я так не умею. Какое-то время даже ревновал жену к работе. Мое эго требовало к себе чрезмерного внимания. Но в какой-то момент понял, что все мы тоже должны помогать как близким, так и чужим людям, даже врагам. То есть всем абсолютно. Это наш образ жизни. Ведь что такое христианство? Это любовь. И если ты не любишь, то не сможешь сделать ничего хорошего.
- Вы, если не секрет, чем-то занимаетесь вне службы?
Виктор Штыркин: Конечно! Мы же люди. Я, например, люблю погонять на картинге или сходить с семьей и друзьями в кафе, вкусно поесть . Не прочь иногда заглянуть и в клуб на хороший концерт, почему нет? Правда, находиться в таких местах я могу до определенного момента. Если там будут поносить веру или плохо говорить о России, я уйду. Да, я гражданин Кыргызстана, но и Россию я люблю. К сожалению, может, и к счастью, перестал общаться из-за этого со многими друзьями, даже с теми, с кем рос.
- Почему?
Виктор Штыркин: Многие в определенный период уезжали в Россию, а с началом СВО вернулись и принялись ее ругать. Я говорил таким: ты сначала бранил Бишкек, теперь Москву. Так ты потом и нас предашь! То же и с верой. Если человек начинает поносить веру, я просто встаю и ухожу.
Знаете, человек, к сожалению, не может поверить в Бога до тех пор, пока сам не откроет Ему сердце. Вот насколько вы впустили Господа, настолько и сможете верить.
- Последний вопрос. Что бы вы сказали тому одиннадцатилетнему мальчику, который в обмен на чудо пообещал служить Господу?
Виктор Штыркин: Ты сделал правильный выбор! И я ни о чем не жалею.
- Чем вы увлекаете как единственный православный блогер в Кыргызстане вашу цифровую паству?
Виктор Штыркин: К сожалению, я пока что единственный православный блогер... Пытаюсь, как вы ее здорово назвали, цифровой пастве приоткрыть завесу. Рассказываю, что мир православия - не темный, не связанный с грустью, печалью или унынием и уж тем более с расшибанием лба в молитве, как кто-то, возможно, считает. Я показываю, что православие - это радость, позитивные эмоции или, как сейчас порой говорят, кайф от соприкосновения с вечным, бесконечным. Объясняю, что для того, чтобы посетить храм, не нужно особо готовиться. Просто приходите, а дальше начинается уже наша работа.