Замглавы Минстроя рассказал, когда исчезнут заброшенные стройки
В федеральный реестр включили более 650 недостроенных объектов, из них почти 200 объектов достроят, еще около 100 снесут, рассказал в интервью "Российской газете" заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Гордеев. Он объяснил, почему появляются "замороженные стройки" и когда они исчезнут.
Счетная палата обозначила проблему большого количества недостроев. Немалые деньги из бюджета были выделены и потрачены на строительство, однако многие стройки так и не были закончены. Сколько таких зданий?
Юрий Гордеев: Понятие "недострои" часто понимают по-разному. В данном случае речь идет о стройках, на которые были потрачены деньги из федерального, регионального или муниципального бюджета, но строительство так и не было завершено. Всего в стране, по данным на 2022 год, на средства бюджетов строится около 78,9 тыс. объектов, на них потрачено почти 6 трлн рублей. Большая часть их возводится по плану, в сроки. Но среди них есть и 6800 "замороженных" строек, в которые уже было вложено 310 млрд рублей. С прошлого года такие незавершенные стройки контролирует минстрой.
Есть ли шансы, что эти стройки будут "разморожены" и продолжены?
Юрий Гордеев: Мы провели анализ документов, и выяснилось, что около 4,5 тыс. объектов - это начатые, но незавершенные стройки. Из них в федеральной собственности - 1,4 тыс. объектов, в собственности субъектов - 3,1 тыс. объектов. Сейчас профильные ведомства должны оценить, нужны ли им еще такие объекты и стоит ли продолжать их строительство. Среди недостроев есть и объекты, по которым были проведены только проектно-изыскательские работы, но строительство не было начато. По ним мы работаем отдельно.
Недострои чаще сносят или достраивают?
Юрий Гордеев: Для начала всю информацию по недостроям нужно было собрать, актуализировать и начать формировать их реестр с подробным описанием. Созданная минстроем Межведомственная комиссия уже включила в федеральный реестр недостроев 655 объектов из 1,4 тысячи. При этом первые 47 объектов уже были исключены из реестра в связи с реализацией решений. Сейчас в реестре 608 объектов. Это 43% от общего количества всех недостроев, строительство которых производилось с участием средств федерального бюджета. После рассмотрения комиссией были приняты решения 194 объекта - достраивать, 78 - сносить, а 96 будут проданы. Есть договоренность с минфином, что средства от их реализации пойдут на достраивание других объектов из реестра.
Что это за здания?
Юрий Гордеев: Сейчас в реестре 64 объекта из сферы науки (но это не обязательно сложные сооружения, могут быть и просто общежития для ученых), 40 - здравоохранения, 30 - коммунального хозяйства. Есть 22 ведомственных жилых дома, 49 объектов образования и другие.
Почему эти стройки были заброшены?
Юрий Гордеев: Есть семь оснований, по которым объект могут включить в реестр недостроев. Например, если истек и не был продлен срок разрешения на строительство или истек срок аренды земельного участка и его нельзя продлить - допустим, потому, что уже не существует организации-арендодателя. Бывает, что объект построен с нарушениями и его нельзя ввести в эксплуатацию. Иногда уже во время строительства меняются, например, противопожарные нормы.
Чаще всего здания попадают в недострои, если в течение трех лет на них не выделялись бюджетные средства, а это нередко связано с пожеланиями заказчика. Допустим, строительство уже началось, но заказчик понимает, что к зданию нужно пристроить хозблок или гараж. Приходится корректировать проектно-сметную документацию, на это уходит время, нужны дополнительные средства, которые сразу не находятся. В итоге объект, который должен был строиться два года, строится десятилетиями. При этом заканчивается разрешение на его строительство или что-то происходит с земельным участком - и объект фактически зависает.
Какой объект строится дольше всего?
Юрий Гордеев: Например, напорный коллектор N 17 в Новосибирской области начал строиться еще в 1954 году. До сих пор числится в незавершенных объектах. Пока трудно сказать, что с ним произошло. Бывают и просто ошибки в отчетности.
Есть комплекс зданий НИИ овощного хозяйства в Московской области, который строится с 1974 года. Эти здания решено достраивать.
Все ли объекты при желании можно достроить?
Юрий Гордеев: Проектно-сметная документация устаревает за три года. Уже могут измениться обводненность грунтов, плотность. Корректировка проектно-сметной документации обходится дороже, чем ее разработка заново.
Если строительство было начато, то нужно смотреть состояние здания. Как правило, на их консервацию денег тоже не находится. И здания под воздействием осадков, ветровой нагрузки начинают разрушаться - сыпется кирпич, ржавеет арматура в монолите. В этом случае их лучше и целесообразнее снести.
Сколько лет потребуется, чтобы разобраться со всеми недостроями?
Юрий Гордеев: Президентом РФ поставлена задача до 2027 года вдвое снизить число незавершенных объектов капитального строительства, которые строились за счет средств федерального бюджета. Далее постараемся разобраться со второй половиной, которая находится в ведении субъектов РФ.
В эти почти 7 тысяч объектов было вложено 310 млрд руб., и они стоят мертвым грузом. Нужно направить их в оборот, чтобы люди начали пользоваться такими объектами. Сколько потребуется средств на завершение строительства - сейчас сказать невозможно, нужно просчитывать каждый объект индивидуально.
Конечно, могут образовываться новые незавершенные объекты, но уже в небольших количествах. С прошлого года мы изменили подход к формированию федеральной адресной инвестиционной программы. Теперь федеральные средства сначала выделяются на строящиеся объекты и на недострои, и только потом в программу включаются новые.