Как заявил на пресс-конференции глава одной из крупных судоходных компаний Юрий Набатов, в Петербурге причалов даже больше, чем в Москве, но количество далеко не всегда гарантирует должного уровня сервиса. Сегодня необходимо уделять максимум внимания качеству причалов. Бизнес переходит к иным стандартам обслуживания, и возникают новые требования к безопасности пассажиров, организации посадки и высадки, распределению туристических потоков. Еще несколько лет назад никто не считал проблемой ситуацию, когда пассажиры вынуждены выстраиваться "хвостиком" на набережной, но сейчас это перестало устраивать и городские власти, и самих клиентов.
- Существующие точки притяжения на реках и каналах уже сформировались, менять или переносить их не требуется, однако необходимо их качественно расширить - создавать просторные зоны посадки и кассового обслуживания, - считает эксперт. - Кроме того, на причалах нужно открывать небольшие летние кафе, чтобы туристы могли не только приобрести воду в автомате, но и полноценно поесть. Диалог с профильными комитетами Смольного на эту тему продолжается, хотя и не так быстро, как хотелось бы.
Также остается высокой потребность в причалах для малых судов, которые активно используются для отдыха на воде, несмотря на то что данный вид туризма "уходят в надувной сегмент", отмечает Александр Анисенков, владелец группы "Водномоторник" в соцсети, объединяющей капитанов маломерного флота Северо-Запада. Многие люди, мечтающие купить собственную лодку, в которой можно было бы ночевать, не могут себе этого позволить в силу экономических причин и зачастую вынуждены покупать надувные лодки с моторами. Но для этого вида водного транспорта причалы еще более необходимы, поскольку в моторной лодке на ночь от непогоды не укроешься, а приставать к необорудованному берегу и спать в палатке готовы не все.
- Да, новые причалы строятся, но они предназначены в большинстве своем для круизных судов. Яхты и катера к ним подойти не могут, - говорит Александр Анисенков. - Если идти по знаменитому маршруту "из варяг в греки" из Санкт-Петербурга в Великий Новгород, то на всем его протяжении есть только две заправки - одна на воде на Ладожском озере, а вторая прибрежная на Волхове. Поэтому приходится запасаться канистрами с топливом. А самое главное - хочется встать на безопасную стоянку, где можно отдохнуть, зарядить аккумулятор, переночевать и зайти в магазин, ничего не опасаясь и не оставляя никого на борту "на всякий случай".
Количество таких мест на данном маршруте сегодня можно пересчитать по пальцам. Несмотря на то что около пяти лет назад в Санкт-Петербурге была принята концепция развития водного туризма, вокруг которой было сломано немало копий, дальше слов дело пока не пошло.
Для путешественника-водника не всегда нужна дорогая яхтенная марина с большой гостиницей и рестораном, можно обойтись стоянками поскромнее, строительство которых обойдется дешевле. По оценке эксперта, в Санкт-Петербурге существует потребность минимум в пяти сотнях мест для стоянки маломерного флота. В этих условиях держатели существующих стоянок превращаются в монополистов, которые имеют возможность задирать цены. Например, сейчас место для хранения такого судна обходится в среднем в тысячу рублей за погонный метр в месяц, а на некоторых стоянках и дороже. Иными словами, владелец пятиметровой яхты за месяц ее хранения заплатит минимум пять тысяч рублей.
В других регионах ситуация еще сложнее. Например, Архангельская область известна своей Соловецкой парусной регатой - традиционным фестивалем парусных яхт, который проводится на Белом море с 1974 года. Однако в Архангельске до сих пор нет современной стоянки для судов маломерного флота, где можно было бы получить не только сервисные услуги - поставку воды, топлива, электроэнергии, но и полное обслуживание судов. О проектировании яхтенной марины было объявлено в конце августа. Предполагается, что она будет построена на набережной Северной Двины в зоне студгородка. К специальному причалу смогут подходить яхты и небольшие пассажирские суда. Это позволит поднять уровень Соловецкой регаты и привлечь к участию в ней больше яхтсменов и любителей парусного спорта.
Та же самая проблема существовала и в Мурманске. В начале ноября здесь сдали первый круглогодичный порт для стоянки яхт и катеров за 11,5 миллиона рублей. Он рассчитан на стоянку 16 лодок длиной до 20 метров. В будущем там предполагается увеличить количество оборудованных мест для судов и организовать зоны отдыха. При этом в поселке Ура-Губа, где базируется много маломерных судов, используемых для любительской рыбалки и морских прогулок, плавпричал недавно был продан московской компании. На вопрос, где и как будут швартоваться катера и лодки местных жителей, ответа пока нет.
Создание причалов необходимо продолжать. Пока не будет стоянок, не будет и флота, подчеркивают эксперты.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в навигацию 2023 года продажи круизных туров увеличились на 15-17 процентов, а высокий сезон прошел со средней загрузкой 80-90 процентов. И, судя по всему, этот рост - только начало. Акции раннего бронирования показали, что спрос на круизы 2024 года очень высок: за минувшее лето их приобрели почти вдвое больше туристов, чем за лето 2022 года. Это неизбежно обернется ростом цен. Уже сейчас стоимость круиза на лето 2024 года превысила цены 2023 года на 10-12 процентов. По прогнозам экспертов, эта услуга будущим летом станет дороже на 15-20 процентов из-за резкого скачка стоимости дизтоплива - в июле оно подорожало на 30-40 процентов, что стало неприятной неожиданностью для турбизнеса. Также примерно на треть выросли расходы на экскурсии и питание для туристов.