22.11.2023 16:42
Поделиться

Тюменцы не согласились с 12 местом в рейтинге креативных индустрий

На днях Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ опубликовал свой первый рейтинг креативных регионов России. Выводы исследователей, сделанные по 48 индикаторам, от благосостояния населения до уровня цифровизации и ситуации с кадрами, а также по мерам поддержки 16 ключевых креативных индустрий (КИ), мягко сказать, озадачили многих из тех, кто непосредственно занимается развитием этого направления на местах.
Человек счастлив, когда получается зарабатывать на своем хобби.
Человек счастлив, когда получается зарабатывать на своем хобби. / Татьяна Андреева/РГ

В частности, тюменцы недоумевают: по ранжированию, неоднократно проводимому Агентством стратегических инициатив (АСИ), регион всегда входил в топ-5 субъектов РФ, жители которых неплохо научились зарабатывать на творчестве. Однако в рейтинге "вышки" Тюменская область лишь на 12 строчке, но хотя бы в двадцатке лидеров. Там же из УрФО Свердловская область (10 место) и Челябинская (20). Югра, которая тоже давно и целенаправленно занимается развитием КИ для снижения монозависимости своей экономики от добычи углеводородного сырья, оказалась в эволюционной группе и лишь на 11 позиции (в общем списке она и вовсе 34-я), в догоняющей - Ямал (9-е и 64-е места соответственно) и Курганская область (26 и 81). К слову, Якутия, которая ранее признавалась регионом года по креативу, тоже далека от пьедестала - она пятнадцатая.

По итогам прошлого года доля креативных индустрий города Тюмени в ВРП была 14,1 процента, что очень неплохо

Директор Тюменского агентства развития креативных индустрий (ТАРКИ) Алексей Краев убежден: прежде чем расстраиваться по поводу результатов, необходимо всесторонне изучить новый рейтинг, разобраться в системе ранжирования. Пока непонятно, кто от кого на сколько отстает - возможно, и разрыв-то смешной. Так, по региональным налоговым льготам у тюменцев - единственных - максимальный показатель, а по благосостоянию, интеллектуальной собственности, цифровизации, культурной среде, кадрам, нормативно-правовой базе, организационному обеспечению - средние успехи.

- С одной стороны, рейтинг ВШЭ интересен, так как в нем есть срез разнообразных параметров, и вроде бы становится ясно, что надо подтянуть, за что можно порадоваться. Но, с другой стороны, креативные индустрии в современном мире - это ведь про бизнес на творчестве. Однако здесь такой пункт вообще не представлен, главенствующая роль почему-то отдана участию в федеральных программах. Возможно, поддержка регионами всероссийских событий хороша с точки зрения публичности, но вряд ли этот фактор по-настоящему влияет на развитие экономики, - рассуждает Краев. - Я считаю правильным, когда на территории создаются условия, позволяющие людям зарабатывать на своих хобби и платить налоги. Рейтинг АСИ оценивает именно вклад креативных индустрий в валовой региональный продукт, и здесь мы то на втором, то на третьем месте. Есть понимание, сколько денег приносит креатив. Скажем, по итогам прошлого года доля КИ города Тюмени в ВРП была 14,1 процента, что очень неплохо.

Тюменцы, впрочем, согласны: чтобы выйти на прибыль, нужно пробовать разные инструменты и схемы. Так, одни регионы нарабатывают опыт в выступлениях на тематических форумах, а другие заточены на создание творческой инфраструктуры. Да и анализ ВШЭ тоже всего лишь одно из исследований этого сектора, выполненное под определенным углом зрения.

- Подобных рейтингов в стране немного. Считаю, что основной все же составляет АСИ: он регулярен, поэтому можно сравнить себя не только с соседями, но и со своими показателями прошлых лет. Есть еще индекс креативности регионов от ВЭБ.РФ. Думаю, постепенно накопятся разные практики, - добавил эксперт.

Тем временем

В Тюменской области продолжается работа по созданию креативного кластера, о чем "РГ" ранее подробно рассказывала. Уже подписаны 22 соглашения между компаниями медиасферы, кино и предприятиями легкой промышленности. Параллельно разрабатываются механизмы муниципальной и региональной поддержки для проектов внутри нового сообщества. Когда кластер получит аккредитацию в Минпромторге РФ, то сможет рассчитывать на сумму до 300 миллионов рублей, с 2024 года будет выдаваться и местная субсидия (до 300 тысяч). В общем, грустить по поводу результатов нового рейтинга тюменцам некогда - надо работать дальше.

А как у соседей?

В Екатеринбурге на площадке кластера "Домна" на этой неделе проходит первый на Урале мультикреативный фестиваль "Креативный Екатеринбург", включающий образовательные и дискуссионные события с участием топовых экспертов. Хедлайнером стал автор самого известного пособия для копирайтеров Максим Ильяхов. Около тысячи предпринимателей, представителей креативных команд, специалистов сферы продвижения прослушали лекции, прошли практические тренинги, поучаствовали в дискуссиях и мастер-классах. Одно из ключевых мероприятий - конкурс креативных проектов Екатеринбурга, на который поступило 73 заявки. Сегодня, в завершающий день фестиваля, состоится презентация лучших идей.

Подготовила Юлия Борисова