В рамках VIII фестиваля музыкальных театров России "Видеть музыку", который проходит в Москве, труппа Кыргызского театра оперы и балета представила "Материнское поле" на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской.
- Это выступление мы посвятили 95-летию Чынгыза Айтматова, - рассказывает Алмазбек Маматжанович. - В зале был полный аншлаг, провожали артистов овациями. Уже после выступления участники фестиваля выражали неподдельное удивление, что кыргызский балет мало того, что до сих пор существует, но еще и работает на таком высоком уровне. Мы попали в список лучших!
Восхищение, утверждает директор театра, охватило не только зрителей, но и авторитетное жюри фестиваля, в которое входили музыкальный критик Мария Бабалова (кстати, наша коллега из московской редакции "Российской газеты". - Прим. ред.), театровед, заведующая литературной частью Московского государственного академического театра оперетты Алла Туева, балетовед Павел Ященков, заместитель главного редактора журнала "Музыкальный клондайк" Надежда Кузякова.
- На фестивале лично присутствовала легенда - профессор Валерия Уральская, главный редактор печатной версии журнала "Балет", - подчеркивает Алмазбек Истамбаев. - Говорят, что своими критическими замечаниями она доводила до слез саму Майю Плисецкую! Нашим артистам она дала очень высокую оценку. На обсуждении ее уже не было, но Ященков передал ее слова: все прошло очень достойно. Сам же Павел Петрович напомнил жюри, что это первый балет по Айтматову: "Я смотрел спектакли, поставленные по произведениям великого автора. Но для них всех отправной точкой было именно "Материнское поле", которое нам показали сегодня". Все критики отметили высокий уровень и при этом молодой состав труппы. Также, по словам Ященкова, Валерия Иосифовна обратила внимание на выросший уровень мужского кордебалета.
Таких оценок, говорит Истамбаев, удалось добиться благодаря главному балетмейстеру театра Канату Надырбеку, который принял приглашение руководства Театра оперы и балета имени Малдыбаева и оставил Мариинский театр, где он работал, ради ответственной задачи - поднять кыргызский балет.
Но, безусловно, самая главная награда для труппы, для всех, кто работал над постановкой, и театра в целом - это договоренность, достигнутая Алмазом Истамбаевым и генеральным директором Большого театра Владимиром Уриным, согласно которой в 2024 году балет-оратория "Материнское поле" в полном составе, включая хор, оркестр - 160 человек ,- будет поставлен на сцене "Большого"! Об этом, кстати, просило и экспертное жюри фестиваля.
- Это по-настоящему грандиозное, историческое событие, - утверждает Алмазбек Истамбаев. - Дело в том, что в 2024 году будет ровно 40 лет с тех пор, как в последний раз этот балет давали на сцене Большого театра. В январе мы подпишем договор между нашими театрами, а сама постановка предварительно запланирована на октябрь. Выступление мы также приурочим к 100-летию образования Кара-Киргизской - Киргизской автономной области.
Конечно же мы не могли не спросить у директора театра, кто оплатил этот балетный "банкет" и за чей счет в следующем году планируется выезд в Москву целого балета.
- Во-первых, это поддержка президента Кыргызстана Садыра Жапарова, который в этом году выделил 700 миллионов сомов, - перечисляет Алмазбек Маматжанович. - Огромная благодарность ему и министру культуры Алтынбеку Максутову, который в кратчайшие сроки распорядился выделить необходимое финансирование. Благодаря этому нам и удалось выехать на фестиваль. И в 2024 году министерство культуры Кыргызстана продолжит финансировать гастроли. Во-вторых, участие в фестивале "Видеть музыку" дает нам возможность бесплатно проживать в отелях с внутренним трансфером и питанием. Это, конечно, тоже очень важно. Опять же дирекция Большого театра предоставляет нам сцену абсолютно бесплатно. Должен также выразить благодарность президенту Ассоциации театров стран СНГ Георгию Исаакяну. Он сделал дружеский жест и отменил нам членский взнос. Ежегодно театры оплачивают его в размере 50 тысяч рублей. Также хочется поблагодарить кыргызскую диаспору в России и лично посла Кыргызстана в Российской Федерации Гульнару-Клару Самат, которые нас очень сердечно поддержали и пришли на наше выступление.
Справка "РГ"
Премьера балета-оратории "Материнское поле" по одноименной повести Чынгыза Айтматова состоялась в 1974 году во Фрунзе. "Балет стал художественным открытием кыргызского музыкально-театрального искусства. Тема подвига человека во имя спасения Родины, во имя спасения жизни прозвучала в нем во весь голос", - отмечали критики того времени.
А в 1975 году премьера балета состоялась на сцене Большого театра во время гастролей Кыргызского театра оперы и балета в Москве. Одну из главных ролей - Толгонай- исполнила выдающаяся кыргызская балерина, народная артистка СССР Айсулу Токомбаева. Либретто для балета-оратории написал кыргызский писатель Марклен Баялинов, композитор - лауреат Государственной премии СССР, кыргызский советский композитор Калый Молдобасанов.