В созвездии Орла открыта планета, окруженная газом и паром

Международная команда ученых при помощи данных космического телескопа Джеймса Уэбба нашла и описала экзопланету под названием WASP-80 b. Наблюдения показали, что она окружена атмосферой, в которой присутствуют водяной пар и метан.

Исследование опубликовано в журнале Nature, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Сообщается, что телескоп Уэбба наблюдал экзопланету WASP-80 b транзитным методом, когда она проходила перед и позади своей родительской звезды. В результате были зафиксированы спектры, указывающие на наличие атмосферы. Дальнейший анализ позволил выявить присутствие в ней метана и водяного пара.

Авторы работы отмечают, что ранее водяной пар удалось выявить более чем на десятке планет. А метан в изобилии был обнаружен в атмосферах Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна в нашей Солнечной системе. Однако до сих пор этот газ не удавалось найти в атмосферах транзитных экзопланет, изученных при помощи космической спектроскопии.

Исследователи сообщают, что поверхностная температура на WASP-80 b составляет около 550 градусов по Цельсию. Ее отнесли к классу "теплых Юпитеров" - планет, которые по размеру и массе аналогичны нашему Юпитеру, но обладают более высокой температурой. Например, на нашем Юпитере поверхностная температура составляет минус 148 градусов по Цельсию.

"WASP-80 b обращается вокруг своего красного карлика один раз в три дня и расположена на расстоянии 163 световых лет от нас в созвездии Орла, - пишут авторы исследования. - Поскольку планета находится так близко к своей звезде и обе они так далеки от нас, мы не можем наблюдать ее напрямую даже с помощью самых современных телескопов, таких как телескоп Уэбба. Вместо этого мы изучаем комбинированный свет звезды и планеты, используя методы транзита и затмения".

Благодаря этому удалось не только найти ранее неуловимую молекулу метана, но и начать анализ химического состава, который даст сведения о возрасте и эволюции планеты. Например, измеряя количество метана и воды на планете, можно сделать вывод о соотношении атомов углерода и кислорода на ней. Кроме того, впервые появляется возможность провести сравнительный анализ атмосфер планет Солнечной системы с внесолнечными планетами.