В Кузбассе назвали проблему вывоза угля самой острой для отрасли

Кузбасские власти не соглашаются с предложенным руководством РЖД графиком вывоза угля из региона на экспорт.

С начала 2023 года кузбасские предприятия отгрузили по железной дороге 159 миллионов тонн угля - минус 6,6 миллиона к уровню 2022-го. Экспортные поставки сократились на 4,4 миллиона тонн. Соответственно, на угольных складах и в бункерах обогатительных фабрик к началу ноября скопилось 21,7 миллиона тонн угля - на 2,8 миллиона больше, чем в прошлом году.

Между тем кузбасский уголь не только не потерял своих позиций в топливно-энергетическом балансе страны, но по-прежнему востребован за границей, особенно в Китае и других странах АТР.

Именно поэтому глава региона Сергей Цивилев не согласился с предложенным руководством РЖД графиком отгрузки угля из Кузбасса на 2024 год. Он напомнил, что объемы вывоза на восток уже семь лет как остаются на уровне 53 миллионов тонн. Однако в ответ на предложение гарантированно вывезти из региона 55 миллионов тонн железнодорожное ведомство остановилось на 47 миллионах. Кузбасское руководство в ответ подготовило протокол разногласий, подчеркнув, что на повестке остается проблема дефицита провозной способности железных дорог.

Угольщики называют проблему вывоза угля самой острой. Ее усугубляет постоянный рост железнодорожных тарифов, а также расценок на перевалку в морских портах, фрахт судов и страхование груза. Наиболее ощутимые потери несет Кузбасс, расположенный в центре страны. Транспортно-логистические расходы из-за слишком длинного плеча занимают до шестидесяти процентов в стоимости угольной продукции. Портовые мощности значительно превышают вывозную способность железной дороги.

- В условиях беспрецедентного давления на экономику РФ со стороны недружественных государств возникла насущная необходимость переориентации сложившихся грузопотоков на восточное направление. Но транспортная инфраструктура не позволяет сделать это в полном объеме. Ограничение пропускной и провозной способности железной дороги - постоянный сдерживающий фактор, - подчеркнул министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан. - Полная реализация второго этапа модернизации БАМа и Транссиба и доведение провозной способности Восточного полигона до 180 миллионов тонн в 2024 году - стратегическая задача России и Кузбасса в частности.

Облегчить путь угля к потребителю, уменьшив порожний пробег полувагонов, призваны новые перегрузочные терминалы. Два из трех - в Юрге и Тальжино - должны начать работу в 2025 году.

Недавно на федеральном уровне была одобрена инициатива строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Ханты-Мансийского автономного округа до Транссиба и БАМа с созданием железнодорожного хода до китайского Урумчи через Томск и Кузбасс.

- Это обеспечит выход на Северный морской путь, снизит геополитические и экономические риски, сократит время доставки грузов, - подчеркнул Сергей Рубан. - Транспортный коридор через Западную Сибирь в Китай позволит организовать движение напрямую, не пересекая границы Монголии и Казахстана.

Кроме того, как сообщил директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта минтранса РФ Александр Федорчук, уже формируется паспорт инвестиционного проекта третьего этапа развития Восточного полигона.

Прямая речь

Михаил Верзилов, замдиректора департамента угольной промышленности минэнерго РФ:

- Произошла окончательная переориентация экспорта угольной продукции в дружественные страны АТР, Ближнего Востока и Африки. В прошлом году поставки в восточном направлении составили 147 миллионов тонн - на 22 миллиона тонн больше, чем в 2021-м, тогда как в атлантическом направлении они уменьшились до 64,3 миллиона тонн. Однако нужно учитывать, что многие страны Европы уже не только проводят расконсервацию имеющихся угольных шахт, но и планируют строить новые. При этом более трети всего объема российского экспорта сегодня приходится на Китай.