Так, за состоянием колес карьерных самосвалов на Бачатском разрезе будет следить современная цифровая система мониторинга. Специальные датчики крепятся на внутренней поверхности покрышек. У большегрузов они гигантские: диаметр колеса "БелАЗа" грузоподъемностью 220 тонн превышает 3,5 метра. И если с такой покрышкой вдруг случится что-то вроде перегрева, последствия могут быть очень серьезными. Потому температуру и давление воздуха внутри шин самосвалов, работающих на разрезе, угольщики решили взять под жесткий контроль.
Считанная датчиками информация передается на монитор, который установлен в кабине водителя. Все происходит в режиме реального времени. При отклонении от нормативных параметров раздается звуковой сигнал, и на экране монитора высвечивается текстовое сообщение. Многофункциональный аппаратный модуль, чутко реагирующий на любую нештатную ситуацию, дает возможность не только продлить срок службы шин, но и повысить безопасность передвижения тяжелой техники.
"Новая система мониторинга позволяет непрерывно контролировать их основные параметры и предотвращать возможные повреждения, связанные с превышением давления или температуры. Да и условия труда водителей становятся комфортнее: раньше они проводили замеры вручную, а теперь эта работа автоматизирована", - уточнил директор по производству угольной компании Роман Смирнов.
Пилотные испытания системы мониторинга прошли успешно, и до конца нынешнего года ею оснастят полторы сотни карьерных самосвалов. И еще более 350 машин планируют модернизировать в первом полугодии 2024 года. Кроме того, в ближайшее время технология будет интегрирована в систему диспетчеризации программно-аппаратного комплекса, предназначенного для контроля, управления и оптимизации процессов на горнодобывающем предприятии. Так что диспетчеры, наблюдающие за местонахождением, загрузкой, уровнем дизтоплива в баке и другими параметрами работы каждого грузовика, тоже не упустят никаких изменений в состоянии шин.
А чтобы контролировать сами горные выработки, на участках открытых работ размещают роботизированные тахеометры. Теперь устойчивость поверхности бортов на Калтанском, Талдинском и Краснобродском разрезах маркшейдеры отслеживают дистанционно в режиме онлайн. По словам гендиректора угольной компании Станислава Матвы, точные и оперативные данные, которые роботизированные приборы предоставляют круглые сутки и в любую погоду, позволяют быстро реагировать на возникновение аварийных ситуаций, связанных в том числе и с деформацией бортов.
В перспективе инновацию распространят и на другие предприятия компании. Пока же на Калтанском разрезе появилось еще и стационарное укрытие для тахеометра с системой "Умный дом", оборудованное наружной и внутренней видеокамерами, кондиционером, антибликовыми стеклами и тепловой пушкой. Температурный режим в этом "домике", разработанном специально по заказу угольщиков, поддерживается автоматически. Маркшейдеру не нужно отправляться в карьер, чтобы включить пушку, если вдруг запотели стекла. К тому же камеры наблюдения дают 25-кратное увеличение картинки, а само укрытие легко перемещается по разным точкам проведения мониторинга.
Применению полезных разработок на практике призвана помочь первая в России комплексная научно-техническая программа (КНТП) полного инновационного цикла "Чистый уголь - зеленый Кузбасс", которую финансирует минобрнауки, а координирует минэнерго. Сотрудничество с индустриальными партнерами, остро нуждающимися в импортозамещении на фоне антироссийских санкций, идет очень активно. А научных партнеров в программе уже более ста. В списке реализуемых проектов - новые технологии производства буровзрывных работ, переработки "хвостов" обогатительных фабрик, создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 тонн и так далее.
"Для угольной отрасли это единственная базовая научно-технологическая программа, на финансирование ее угольной составляющей в этом году выделено 832 миллиона рублей, - подчеркнула директор Научно-образовательного центра "Кузбасс" Ирина Ганиева. - Шесть из пятнадцати реализуемых проектов связаны с добычей и переработкой угля. НОЦ создает систему устойчивого трансфера технологий в угольную промышленность. Чтобы довести востребованную идею ученого до состояния готовой технологии, до внедрения в производство, нужно провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, опытно-промышленные испытания. Это дорого обходится, потому бизнес на этапе НИОКР осторожничает. А "Кузбасс" как раз и обеспечивает быстрое прохождение пресловутой "долины смерти", финансируя процесс. В результате по разным проектам сэкономили бизнесу два миллиарда рублей".
В рамках международной научно-практической конференции "Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего", которая только что завершилась в Кемерове, прошло заседание наблюдательного совета НОЦ "Кузбасс". В его состав вошли четырнадцать новых участников, включая вузы ДНР, ЛНР и научный центр Уральского отделения РАН в Республике Коми, а также энергетические, угольные и промышленные компании страны. Все они тоже могут участвовать в реализации программы "Чистый уголь - зеленый Кузбасс".