Кузбасс создает систему трансфера технологий в углепром

Наилучшие доступные технологии, повышающие безопасность труда горняков, внедряют на угледобывающих предприятиях Кузбасса.
До конца года системами мониторинга оснастят колеса полутора сотен самосвалов.
До конца года системами мониторинга оснастят колеса полутора сотен самосвалов. / Пресс-служба УК "Кузбассразрезуголь"

Так, за состоянием колес карьерных самосвалов на Бачатском разрезе будет следить современная цифровая система мониторинга. Специальные датчики крепятся на внутренней поверхности покрышек. У большегрузов они гигантские: диаметр колеса "БелАЗа" грузоподъемностью 220 тонн превышает 3,5 метра. И если с такой покрышкой вдруг случится что-то вроде перегрева, последствия могут быть очень серьезными. Потому температуру и давление воздуха внутри шин самосвалов, работающих на разрезе, угольщики решили взять под жесткий контроль.

Считанная датчиками информация передается на монитор, который установлен в кабине водителя. Все происходит в режиме реального времени. При отклонении от нормативных параметров раздается звуковой сигнал, и на экране монитора высвечивается текстовое сообщение. Многофункциональный аппаратный модуль, чутко реагирующий на любую нештатную ситуацию, дает возможность не только продлить срок службы шин, но и повысить безопасность передвижения тяжелой техники.

"Новая система мониторинга позволяет непрерывно контролировать их основные параметры и предотвращать возможные повреждения, связанные с превышением давления или температуры. Да и условия труда водителей становятся комфортнее: раньше они проводили замеры вручную, а теперь эта работа автоматизирована", - уточнил директор по производству угольной компании Роман Смирнов.

Пилотные испытания системы мониторинга прошли успешно, и до конца нынешнего года ею оснастят полторы сотни карьерных самосвалов. И еще более 350 машин планируют модернизировать в первом полугодии 2024 года. Кроме того, в ближайшее время технология будет интегрирована в систему диспетчеризации программно-аппаратного комплекса, предназначенного для контроля, управления и оптимизации процессов на горнодобывающем предприятии. Так что диспетчеры, наблюдающие за местонахождением, загрузкой, уровнем дизтоплива в баке и другими параметрами работы каждого грузовика, тоже не упустят никаких изменений в состоянии шин.

А чтобы контролировать сами горные выработки, на участках открытых работ размещают роботизированные тахеометры. Теперь устойчивость поверхности бортов на Калтанском, Талдинском и Краснобродском разрезах маркшейдеры отслеживают дистанционно в режиме онлайн. По словам гендиректора угольной компании Станислава Матвы, точные и оперативные данные, которые роботизированные приборы предоставляют круглые сутки и в любую погоду, позволяют быстро реагировать на возникновение аварийных ситуаций, связанных в том числе и с деформацией бортов.

В перспективе инновацию распространят и на другие предприятия компании. Пока же на Калтанском разрезе появилось еще и стационарное укрытие для тахеометра с системой "Умный дом", оборудованное наружной и внутренней видеокамерами, кондиционером, антибликовыми стеклами и тепловой пушкой. Температурный режим в этом "домике", разработанном специально по заказу угольщиков, поддерживается автоматически. Маркшейдеру не нужно отправляться в карьер, чтобы включить пушку, если вдруг запотели стекла. К тому же камеры наблюдения дают 25-кратное увеличение картинки, а само укрытие легко перемещается по разным точкам проведения мониторинга.

Умные приборы предоставляют оперативные данные круглые сутки и в любую погоду

Применению полезных разработок на практике призвана помочь первая в России комплексная научно-техническая программа (КНТП) полного инновационного цикла "Чистый уголь - зеленый Кузбасс", которую финансирует минобрнауки, а координирует минэнерго. Сотрудничество с индустриальными партнерами, остро нуждающимися в импортозамещении на фоне антироссийских санкций, идет очень активно. А научных партнеров в программе уже более ста. В списке реализуемых проектов - новые технологии производства буровзрывных работ, переработки "хвостов" обогатительных фабрик, создание беспилотного карьерного самосвала челночного типа грузоподъемностью 220 тонн и так далее.

Температура и давление шин самосвалов "БелАЗ" взяты под жесткий контроль

"Для угольной отрасли это единственная базовая научно-технологическая программа, на финансирование ее угольной составляющей в этом году выделено 832 миллиона рублей, - подчеркнула директор Научно-образовательного центра "Кузбасс" Ирина Ганиева. - Шесть из пятнадцати реализуемых проектов связаны с добычей и переработкой угля. НОЦ создает систему устойчивого трансфера технологий в угольную промышленность. Чтобы довести востребованную идею ученого до состояния готовой технологии, до внедрения в производство, нужно провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, опытно-промышленные испытания. Это дорого обходится, потому бизнес на этапе НИОКР осторожничает. А "Кузбасс" как раз и обеспечивает быстрое прохождение пресловутой "долины смерти", финансируя процесс. В результате по разным проектам сэкономили бизнесу два миллиарда рублей".

Кстати

В рамках международной научно-практической конференции "Развитие производительных сил Кузбасса: история, современный опыт, стратегия будущего", которая только что завершилась в Кемерове, прошло заседание наблюдательного совета НОЦ "Кузбасс". В его состав вошли четырнадцать новых участников, включая вузы ДНР, ЛНР и научный центр Уральского отделения РАН в Республике Коми, а также энергетические, угольные и промышленные компании страны. Все они тоже могут участвовать в реализации программы "Чистый уголь - зеленый Кузбасс".