Выездной туризм пока похвастаться большими объемами не может. Лидеры те же: Таиланд, Турция, ОАЭ, Египет. Потом добавился Китай, во II и III кварталах в КНР из Приморья выехало около 62,7 тысячи человек.
Внутренний туризм особых разочарований не принес, но и значительной прибыли тоже нет. На фоне роста турпотока было повышение цен на различные товары и услуги, за счет которых формировался турпродукт. Чтобы не уйти в крутое пике, приходилось крутиться подобно белке в колесе: в ряде компаний появились новые идеи, предложения, маршруты.
Тренд сезона - расширение географии. Коме дальневосточников, в Приморье этим летом ехали сибиряки, уральцы, туристы из западных регионов России. Турбизнес отмечает: гости понимают куда летят и ради чего, т.е. Приморье постепенно перестает быть Terra incognita. Туристы наслышаны о море, пляжах, мостах, заповедниках, гастрономии, соседстве Китая и стараются все это увидеть и попробовать в течение одной недели. Это среднее время пребывания гостей в регионе.
Минувшее лето выявило высокий спрос на морские экскурсии (+12,5%). И если бы погода не подвела, показатели были бы выше.
- К середине сентября фактически выполнили прошлогодний месячный план. Среди новинок - обзорная экскурсия по Русскому острову, спрос был с первого дня. Все лето на "ура" шли вечерние морские экскурсии "Огни ночного города". Возросли продажи на сайте, - поделилась директор компании "Мосты Владивостока" Татьяна Стишковская.
На фоне геополитической ситуации, сложной логистики, скачков доллара и рубля, сокращения рейсов туркомпаниям пришлось перестраиваться с продажи стандартных пакетных туров на более сложные продукты. Опыт и умение находить выход играют сегодня главную роль.
- Стало больше заявок, когда приехавшие в край в рамках уже готовых турпакетов брали дополнительные экскурсии: знакомство с приморской глубинкой, посещение островов. Таких - почти треть. Были те, кто приехал без особых планов, но уже у нас в офисе взяли программы с полным обслуживанием. Располагающие временем успели съездить с нами в Китай: связка "Приморье - КНР" проступает все более явно, - рассказала руководитель компании "Фрегат Аэро" Ольга Алексеева.
В связи с переориентацией потоков, расширением событийного календаря и высокой деловой активностью отельеры отмечают достаточно высокий загруз отелей. По выручке хоть и в плюсе, но расходы меньше не стали - цены на клининг, уборку, вывоз мусора и пр., в итоге имеют тоже самое. Отметили отельеры рост заявок в консьерж-службе: спрос на мероприятия, ссылки на сайты, заказ экскурсий, билеты в театр. Поехали уже и иностранцы, как по визам, так живущие и работающие в России.
- Туризм - это эффективный инструмент народной дипломатии. Можно много смотреть телевизор, читать новости, соцсети, но, когда гость видит реальную обстановку во Владивостоке, в Приморье, в стране, его потом трудно заставить поверить, что у нас все плохо. Поэтому мы настроены и ставим себе задачу привлечения иностранных туристов, - отметил глава краевого агентства по туризму Арсений Крепский.
Не Владивостоком только живет туризм в Приморье. С учетом запросов гостей и компаний-партнеров в эту цепочку вписывают районы края. Потенциал у них огромный. Турбизнес и сфера гостеприимства стараются его реализовать.
- Гости сложно воспринимают особенности нашей природы, особенно, когда тур куплен заранее. Поэтому были и психологами и искали альтернативу. Сложился тандем с отелями и кафе в районах. Они понимали наши пожелания, старались все выполнить. Все осознавали: именно слаженная работа дает итоговый результат, мы в одной связке. Владивосток впечатляет гостей Японским морем, морепродуктами. "Выстрелили" летом туры "Вкусный Владивосток", где соединили кухню и достопримечательности. Обидно, но приезжие пока равнодушны к Владивостокской крепости, не видят ее ценности и уникальности. Еще находит отклика и Уссурийская тайга. Или ее много, или еще не научились показывать ее уникальность. Хотя сложные 12-дневные туры от Хасанского района до Сихотэ-Алиня нашли своих поклонников, - говорит директор компании "Пять звезд" Оксана Зяблова.
Спрос на внутренние направления поднимает инвестиционную привлекательность края. На этом фоне туристы предъявляют высокие требования к качеству услуг и сервису. И отрасль должна чутко реагировать на запросы потребителей. Потребитель не просто голосует рублем. Он еще - сарафанное радио. И часто впечатления и фотографии обычных туристов имеют больший вес, чем официальная информация.
- Видим, как растет турпоток с запада страны, туристы демонстрируют открытый интерес к нашему региону. Растет и спрос на качественный сервис. Туристы готовы приобретать высококлассный продукт, который стоит недешево. Так же отмечаем спрос на услуги в форматах авторских специализированных туров, наблюдается переход от массовых групп на малые и индивидуалов. Это видно не только во внутреннем, но и во въездном туризме, - добавил Крепский.
Минувший высокий сезон превысил прошлогодние показатели по количеству визитов, по числу задействованных КСР, по перечню новых маршрутов. Свою роль сыграли перераспределение турпотока с привычных западных направлений, активное продвижение турпотенциала на разных площадках. В этом году край настроен принять 3,5 миллиона туристов, в следующем планка поднимется до четырех миллионов визитов.