В "Геликоне" придумали оперу для детей

В спектакле "Страна забытых сказок" постарались вспомнить не модные, растиражированные истории, а позабытые русские сказки, точнее, их героев. Автором сценария выступила Марина Скалкина, режиссером-постановщиком Илья Ильин, сценография Ростислава Протасова, костюмы придумала Татьяна Куликова, место за дирижерским пультом занял Артем Давыдов.
Cпектакль получился очень красивым прежде всего благодаря костюмам от Татьяны Куликовой.
Cпектакль получился очень красивым прежде всего благодаря костюмам от Татьяны Куликовой. / Пресс-служба Геликон-оперы

На сцене выясняют отношения Кикимора, Водяной, Леший, Соловей-разбойник, Чудо-юдо, Лихо Одноглазое и еще десяток героев, которых играют артисты, а еще цифровые персонажи (они появляются на световых панелях-декорациях: Дракон, Жар-птица и волшебный горшочек, который варит гигантскую порцию каши). Оказывается, сказочные злодеи очень страдают от того, что дети перестали читать книги.

Лаконичный и динамичный спектакль получился очень красивым прежде всего благодаря костюмам от Татьяны Куликовой. При этом партитура спектакля не оригинальная, а собранная по принципу "пэчворк". Использованы фрагменты классических произведений, в основе которых есть что-то мистическое. Повествование начинается с пьесы "Баба Яга" Мусоргского и чуть позже действо возвращается к сочинениям композитора, и звучит его "Ночь на Лысой горе". Только музыки Римского-Корсакова в спектакле больше: исполняются эпизоды из опер "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане".

Возникают и более редко звучащие произведения: ноктюрн Дебюсси "Сирены" или "Мамбо" из мюзикла Бернстайна "Вестсайдская история", "Марш Лебедя, Рака и Щуки" из цикла Шнитке "Эпизоды" или народное сказание для оркестра Лядова "Кикимора". Симфонический оркестр из ямы переместился на сцену и было бы хорошо, если бы стал важным героем сказки, чтобы дети получили возможность рассматривать инструменты. Но музыканты и дирижер скрыты за декорацией. А под занавес повествования шедевр немецкой вокальной лирики - песню Шуберта "Лесной царь", гениальную философскую миниатюру, трактуют на уровне детского сказочного номера, что уж слишком большое допущение. Волшебное путешествие вполне предсказуемо заканчивается "Исчезновением Кощеева царства" из балета Стравинского "Жар-птица".

И еще то, о чем нельзя не заметить без сожаления: вся музыка в оперном театре звучит очень громко, почти с дискотечным усилением. До такой степени, что производит "искусственное" впечатление. Но история, конечно же, завершится абсолютным торжеством добра: ведь в каждом злодее всегда таится хоть капелька чего-то хорошего! И сказочным героям удалось добиться того, чтобы детвора снова полюбила читать книги.

В самом финале на сцене появляется мальчонка, как прекрасное олицетворение будущего человечества. Участник тренинг-студии кино "Актер" юный Леон Тафары напоминает тем, кто в зале постарше, коду легендарного фильма "Цирк" и заставляет задуматься над тем, чтобы наши дети всегда помнили о том "О, сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух".

Кстати

В дни новогодних каникул "Геликон" самой маленькой своей аудитории покажет еще один волшебный спектакль "Сон в зимнюю ночь".