В прологе на авансцене бесятся тролли с зеркалом; великий сказочник считал его осколки причиной людских бед, ими и ранит Кая. Танцевальный текст у них как у всех нехороших балетных существ, стелется по полу с ужимками и тянитолкайством, тролли приземисты и мускулисты, точь-в-точь как злобное войско герцога из незабвенного "Города мастеров". Кай - Иннокентий Юлдашев и Герда - Ксения Рыжкова в похожих на соломенные париках радуются детству вокруг самоходной клумбы, но хореограф с этим долго не тянет - Снежная королева - Наталья Сомова захватывает Кая в плен, отрываясь от огромного платья, причем шлейф самовольно уезжает в кулисы. Дальше согласно сказке и либретто Герда отправляется на поиски Кая и попадает к чудаковатой Волшебнице-Наталье Сазановой и в забытьи любуется кордебалетом орхидей обоего пола, вылетающих на сцену четверками на лианах; на премьере ловить одну не вернувшуюся в кулисы лиану выскочил нервный рабочий. Если вдуматься, Андерсен гениален: первое препятствие на пути к подвигу - не холод и разбойники, а комфорт и забвение.
Славная сказочная находка - как Принц и Принцесса (увлеченные Субедей Дангыт - Камилла Исмагилова) снарядили Герду в путь, поругиваясь и упихнув в карету-клетку огромный торт. Внесли оживление Атаманша - Георги Смилевски-старший, в ожидаемом для этой роли гротеске комиковавший умеренно и умело, и ее дочь Разбойница - Полина Заярная, тоненькая, изящная, отлично танцующая, слишком благородная и стильная для этой роли.
Хорошо и состоятельно по части танца смотрелось трио Разбойницы, Герды и Северного оленя (Денис Дмитриев) - камерные истории Максиму Севагину даются лучше масштабных. Разбойники в брюках-клеш выглядели художественно, как цыгане "Дон Кихота", но, быстро справившись с грабежом кареты, они нашли себе негожее для семейного спектакля дело. Впечатлительному зрителю будет очень жаль слуг и кучера, сваренных разбойниками вживую в чане посреди сцены, со всем положенным огнем и дымом; при попытке к бегству всех баграми заталкивали обратно. А уж как Снежная королева истязала Кая - безо всяких пируэтов колотила поддых подвешенного, била распятого четырьмя подручными вниз головой - вообще беда, со всеми скидками на условность жеста.
Художественный облик спектакля не поразил цельностью, сбиваясь от легкомысленных помпончиков к черной с алым лазерной сетке; художники по свету Константин Бинкин и видео Сергей Рылко вряд ли помогли склеить действо, порой распадающееся на части как обильный торт.
В финале постановщик выпустил на сцену с променадом всех действующих лиц - излюбленный балетный прием, обкатанный в "Спящей красавице", "Щелкунчике", "Золушке", а после резко вырулил на повзрослевших героев: Кай и Герда, теперь уже без париков, превратились в молодых людей с первой любовью и хороших артистов Иннокентия Юлдашева и Ксению Рыжкову - и сместились к ступеням московского храма мюзикла МДМ, где, как указано на декорациях, Максим Севагин поставил "Снежную королеву".
Когнитивный диссонанс глубже. Максим Севагин сам написал либретто (где много неловкостей) и сам выбрал музыку, не смутившись скрестить Снежную королеву с тремя самыми известными симфониями Чайковского - Четвертой, Пятой и Шестой. И вот тут душевность и теплота Петра Ильича вошла в клинч с нуждами Снежной королевы. И с культурным кодом сказок Андерсена. И, чего уж там, с привычкой людей, открывших Чайковского не сегодня. Величественная maestoso, что с музыкального на русский - "величественно, торжественно, возвышенно", - достается безо всякой иронии разбойникам. До оскомины знакомая тема никак не вяжется со сборами провианта Герде. Видимое - слышимое не совпадают по времени, настроению, тональности и смыслу. Самым несуразным стал Северный олень, проникновенно бивший передними копытами под 2ю лирическую часть Пятой симфонии, хрестоматийную "медленно и певуче".
В конце концов, любой театр - не фабрика шедевров. Можно радоваться, что в афише появилась альтернатива "Щелкунчику" и здешней "Снегурочке", что труппа занята новым, что герои, борясь с бедами, успели вырасти в хороших людей и полюбить друг друга. Для новогодней сказки уже немало.