"Примаковские чтения" выделяются традицией, это регулярное мероприятие. Это большое количество гостей из-за рубежа, и никакие санкции и попытки изоляции со стороны Запада на это не повлияли. Я вижу сейчас очень много знакомых - не только из стран Ближнего и Среднего Востока или Африки, но и из Европы, которые какими-то сложными путями (через Стамбул, например, или из Финляндии), но приехали на это мероприятие и в нем участвуют. Конечно, какое-то влияние оказывает давление, с которым выходят на всех американцы, но не такое, как они рассчитывали.
"Примаковские чтения - это еще и память о Евгении Максимовиче Примакове. Я много с ним общалась, зачастую долго с ним беседовала - и многие проблемы, которые сейчас существуют в ближневосточном регионе, Евгений Максимович предсказывал. И за пределами региона: это как раз он выступил с инициативой усиления трехстороннего сотрудничества между Россией, Индией и Китаем. Это та идея, которая легла в основу многих международных организаций, и это та идея, которую мы сейчас наблюдаем в плане расширения БРИКС, которое случится в следующем году, как раз во время российского председательства. Евгений Максимович всегда говорил о том, что американская гегемония рано или поздно закончится, и ей на смену придут другие форматы. Как раз об этом сегодня говорил и Сергей Викторович Лавров.
К слову, в свое время я долго и часто общалась и с Сергеем Викторовичем, поскольку сопровождала его в международных поездках. И я отметила для себя, что он как всегда бодр: многочисленные переговоры и такая нечеловеческая нагрузка не сказались на его чувстве юмора и на его возможности анализировать проблемы в комплексе. Самое большое внимание в своей речи он уделил как раз вопросам международной справедливости. Слово "справедливость" я очень часто слышу от многих, кому не нравится, как ведет себя США на международной арене. Я даже не говорю о Европе, потому что Европа находится в подчиненном положении и выполняет то, что говорят американцы. Вашингтон сейчас наделал очень много ошибок на Ближнем Востоке. Кровью за это платят и израильтяне, и палестинцы. Сергей Викторович Лавров привел немало примеров того, как американцы разрушали под благими предлогами многие государства. Он называл то, что мне близко - например, разрушенный сирийский город Ракка, разрушенный иракский город Мосул. Всё вместе это создаёт яркую картину того, что американцы, во-первых, врут, а, во-вторых - под благовидными предлогами совершают неблаговидные дела. Нередко они достигают своих эгоистичных целей, обогащаются на этом, но, видимо, этому пришел конец, потому что многие уже не хотят идти в этом направлении.
Что из выступлений экспертов на ближневосточной сессии форума более всего понравилось, что почерпнула для себя? Всех выступающих я знаю лично. Очень приятно было видеть Рамзи - египтянина, который занимался ближневосточным регулированием на протяжении многих последних лет. Он рассказал о том тупике, в котором находится регион. Но мне больше всего понравилось выступление Ирины Доновны Звягельской. Все-таки скажу, что академичный подход школы Евгения Максимовича Примакова - он чувствуется; когда все разложено по полочкам, и выступление было конкретным и ясным. Немножко, может быть, пессимистичным. Какие-то её взгляды я разделяю: тоже считаю, что сейчас будет очень трудно создавать Палестинское государство. Для этого нет никаких международных механизмов, и к этому не готовы стороны.
Тем не менее, скажу, что я немножко более оптимистична, наверное, чем Ирина Доновна. Я полагаю, что пришло время объединять усилия для того, чтобы эту проблему решить. И не надо давать ее на откуп самим участникам конфликта: у них не получается. И здесь Россия может сыграть очень важную роль. Я верю все-таки в то, что международные форматы при наличии политической воли могут заработать. Сейчас, в эти дни, будет 76 лет с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции о создании двух государств - еврейского и арабского. 76 лет - большой срок, но, тем не менее, я полагаю, что возможно что-то сделать".