• Новости
  • Статьи
  • Проверь себя
  • Личный опыт
  • ESG - повестка
Производителям соков придется организовать переработку вторсырья или заплатить повышенный экосбор
Сок и другие безалкогольные напитки подорожают в следующем году из-за введения новых тарифов за экосбор, что приведет к снижению спроса примерно на 10%, считают представители бизнеса. В Российском экологическом операторе "РГ" сообщили, что цена действительно увеличится, но не значительно.
Безопасным должно быть не только содержимое соков, но и упаковка.
Безопасным должно быть не только содержимое соков, но и упаковка. / Владимир Смирнов / ТАСС

Экосбор - это один из элементов расширенной ответственности производителей (РОП. - Ред.), который перекладывает на компании ответственность по утилизации своей продукции. Сам РОП действует в России с 2015 года, но старый механизм был признан неэффективным, поэтому с 2024 года он начнет работать в новой версии, что, как ожидается, сделает рынок вторсырья более прозрачным и сократит поток отходов на мусорные полигоны.

Согласно новому механизму компании-производители могут организовать переработку самостоятельно, но и им придется подтвердить свои мощности в Росприроднадзоре или доверить эту работу ассоциациям, которые также должны пройти верификацию в ведомстве. Если же предыдущие два варианта не подходят, то придется заплатить экосбор, размер которого для каждой категории товаров и разработало минприроды.

Президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков отмечает, что предлагаемые ставки экосбора многократно превышают действующие, а также значительно выше тех показателей, что обсуждались летом 2023 года. "По расчетам индустрии, прирост цены при переносе ответственности на производителей упаковки для воды составит 6,99%, для безалкогольных напитков - 3,3 %, для соковой продукции - 1,8%(без учета наценки торговых сетей). С учетом предлагаемых повышающих коэффициентов прирост нагрузки будет еще выше - 8,32%, 4,38% и 4,49% соответственно", - сказал Новиков.

При повышении стоимости товара на 1% спрос на него падает на 1,3-1,6%, говорит он. "Таким образом, потенциальное снижение спроса на упакованную воду может составить до 13,3%, безалкогольные напитки - на 7,1% и соковую продукцию - на 7,2%. Такие изменения спроса неминуемо приведут к падению доходов бюджетов всех уровней и кратно увеличат риски банкротства некоторых производителей, в зону риска в первую очередь попадает малый и средний бизнес", - рассказал Новиков.

Для того чтобы платить за экосбор меньше, компаниям придется сделать свою упаковку экологичнее

Ранее о повышении стоимости продукции из-за экосбора "Российской газете" рассказали эксперты из строительной и лесопромышленной отрасли.

Фото: Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Светлана Задера

Как рассказали РГ в РЭО, при повышении нормативов в 2024 году максимальное изменение в цене может быть у сока "Добрый" в комбинированной упаковке (Тетрапак) в объеме 2 литра - на 0,495 рубля, в процентах - на 0,21%. "Действующий норматив утилизации по нему - 20%, в 2024-м - 30%. Ставку экосбора предлагается поднять с 2 378 рублей до 29 067 рублей за тонну. Получается, что ставка экосбора за 1 кг упаковки составит 29 рублей, а вес одной упаковки - 0,035 кг. Следовательно, стоимость за утилизацию одной упаковки сока составит 1,01 рубля. Отметим, что ставка не менялась с 2016 года", - отметили в компании.

Если говорить о максимальном росте в процентном соотношении, то в РЭО считают, что это напиток "Черноголовка Кола" в литровой стеклянной таре - рост на 0,3%, или на 0,391 рубля.

У воды максимальный рост - 0,19%, или 0,094 рубля, это негазированная вода "Святой источник" в литровой ПЭТ-бутылке, отметили в РЭО.

Самое высокое повышение экобора РЭО ожидает в категориях одежда и текстильная упаковка, но отмечает, что и тут это несильно отразится на итоговой стоимости товара.

С другой стороны, для уменьшения экосбора компании могут сделать продукцию более экологичной, например, будут использовать вторсырье, отмечает исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс" Валерия Гулимова.

"Сейчас для маркетологов, которые разрабатывают товар, такой фактор, как экологичность, вообще не актуален. Исключение - продукция, которая позиционируется как "зеленая". После начала работы нового механизма РОП за неэкологичную упаковку придется платить больше, поэтому приоритеты поменяются. Для рынка этот будут кардинальные изменения, на адаптацию к которым потребуется время", - говорил Гулимова.

Также, по ее мнению, компании будут заинтересованы в сборе вторсырья, ведь, например, грязный картон уже не переработать. А в пакете с органическими отходами у него не так много шансов остаться чистым. Один из возможных сценариев: на контейнерных площадках рядом с домом появятся дополнительные контейнеры для определенных фракций. "Но мусор там все равно будет смешанный и будет требовать дополнительной сортировки. Также из-за этого сами площадки будут разрастаться, что не везде возможно", - отмечает Гулимова.

Если компании будут платить экосбор, то утилизацией займется государство (считай, региональные операторы и власти), но как они будут эффективно работать, если двухпоточная система, то есть отдельный бак для смешанных отходов и вторсырья, есть не везде. Соответственно, в ряде регионов у картона пока нет шансов доехать до переработчика. А даже там, где два бака есть, их содержимое зачастую не слишком отличается. Так что стоит ожидать, что в следующем году россияне помогут экологии не только рублем, но и новыми экопривычками, иначе система глобально так и не заработает.

Поделиться