Среди российских бизнес-туристов вырос спрос на перелеты в Китай

Спрос на перелеты в Китай среди российских бизнес-туристов вырос в 10 раз по итогам третьего квартала 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. После переориентации на Азию предприниматели стремятся налаживать связи с партнерами лично, поясняют специалисты.

"Спрос на командировки в Китай был ожидаем, однако мы не думали, что он так быстро окажется в лидерах, принимая во внимание, что ранее Китай не часто попадал в топ-20 самых востребованных стран. Также на 11-м и 13-м местах оказались Индия и Южная Корея - тренд на восточные направления налицо и будет только усиливаться", - подчеркнула управляющий директор компании "Аэроклуб" Юлия Липатова.

Число перелетов в Китай превзошло "допандемийные" показатели на 137%. Таким образом, Китай лишь незначительно уступил Турции, доля которой сократилась до 13% (17% в 2022), и завоевал в третьем квартале 2023 года долю в 12% (1% в 2022), отметили аналитики. В целом наибольший поток деловых путешественников отправился в Турцию, Китай и Казахстан. Причем спрос на командировки в Турцию сократился по сравнению с прошлым годом на 13% к прошлому году. "Многие предприниматели поняли, что личное общение для Китая и вообще для азиатских стран значительно важнее, чем любая переписка или беседа в онлайн. Плюс важно изучить местный рынок, посмотреть, как тут все устроено", - говорит директор ИСАА МГУ Алексей Маслов.

Кроме того, эксперт добавил, что отчасти происходит замещение деловых поездок, которые проводились раньше в Европу. Сегодня многие смотрят на Китай не как на текущего, а как на потенциального партнера. "То есть пока они далеко не все понимают, что с этим можно сделать, но ощупывают пространство и в этом плане пытаются как можно шире посмотреть, к чему это все может привести", - пояснил он.

Также в топ-10 популярных у представителей бизнеса стран вошли Узбекистан (-10% к 2022), Республика Беларусь (0% к 2022), Армения (-8% к 2022) и ОАЭ (+18% к 2022). Замыкают топ-10 две европейские страны - Италия и Нидерланды, спрос на командировки в которые вырос по отношению к прошлому году на 92% и 327% соответственно.

Пока не все понимают, как можно развиваться в направлении Китая, но прощупывают почву

Чаще всего за рубеж отправляются сотрудники IT- и телеком-компаний, на них пришлось 37% от всех международных перелетов (26% в 2022). Представители этой индустрии стали на 68% чаще, чем годом ранее, отправлять своих сотрудников в зарубежные командировки. Представители добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики на 16% увеличили частоту перелетов за рубеж, их доля в общем объеме зарубежных командировок, так же как и годом ранее, составила 11%, ретейл-компании сохранили объем командировок на уровне прошлого года (+3% к 2022).

Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Екатерина Свинова