Корреспондент одного из популярных шебекинских пабликов Наталья Круглякова сама живет в том районе, куда украинские нацисты били несколько раз. Ее квартира получила незначительные повреждения, однако друзьям и знакомым девушки повезло гораздо меньше. Она рассказывает, что процесс восстановления в некоторых случаях мало влияет на возможность вернуться в свое жилье. "К примеру, есть квартиры выгоревшие, там вставили окна, двери - но как там жить? Люди снимают жилье, платят за аренду, а тут еще и уведомление о налогах. Ну неужели же нельзя снять хотя бы эту обязанность?"
Подобный вопрос она задала главе региона Вячеславу Гладкову на пресс-конференции. Он признался: "Да, наверное, я на этот вопрос ответить и не смогу".
- На сегодняшний день главная задача - восстановить жилье, - напомнил Гладков. - Вы помните, с чего все начиналось, когда в начале лета мы зашли в Шебекино. Что из себя город представлял? Пепелище. А сегодня осталось уже очень мало домов, объектов, которые говорят о том, что было еще несколько месяцев назад. Я согласен: нет дома в течение длительного времени, например до года, - тогда это вопрос правомерный.
Вячеслав Гладков не исключил, что такие дома в Шебекино будут. Он напомнил о той же многоэтажке по улице Железнодорожной: работы на ней назвать ремонтом сложно. Это реконструкция, причем достаточно сложная. Пока прогнозируется, что завершат их в первом квартале будущего года, однако опыт показывает: первые сроки даже остекления после июньских обстрелов выдержаны не были.
Шебекинская обида по поводу налогового статуса имеет под собой ряд причин. Во-первых, жители рассказывают о том, что ситуация с работой в некогда энергичном городе оставляет желать лучшего. Близость к границе, ремонтные работы на пострадавших зданиях, да и свежесть воспоминаний о громком лете многих заставили переехать из Шебекино. Хорошо, если люди хотя бы навещают свое жилье. Да только теперь, когда темнеет рано, шебекинцы признаются: черные окна некогда ярких многоэтажек и пустые парковки оптимизма не добавляют. Во-вторых, люди смотрят по сторонам и знают: жители Белгорода пользуются льготой по налогу на имущество и землю. Такое решение Совет депутатов столицы региона принял минувшим летом по инициативе губернатора.
Белгородцы, чье жилье пострадало в результате обстрелов, освобождаются от налога на жилье и землю с момента, когда оно было повреждено. Белгород не единственный муниципалитет, где приняты такие нормы.
Начальник отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества регионального УФНС Галина Еремишина на пресс-конференции, посвященной уплате имущественных налогов, отметила, что свыше 100 муниципальных образований Белгородской области ввели льготы по налогообложению недвижимого имущества, причем не только пострадавшего от обстрелов, но и занятого Вооруженными силами РФ.
- Органы местного самоуправления своими нормативными актами ввели дополнительную льготу по объектам, и она распространяется с 2022 по 2023 год, - отметила Галина Еремишина. - Точно так же своим решением эту льготу они смогут продлить по мере необходимости. Под действие этих льгот подпали порядка 200 населенных пунктов.
Перечень объектов, собственники которых освобождаются от уплаты налогов, в УФНС предоставляют муниципальные чиновники. Однако в названных населенных пунктах, как правило, процент льготников близится к 100.
Шебекинские депутаты пока не приняли такие нормы, однако, как отметили в налоговой службе, и в этой ситуации жители могут быть освобождены от налогового бремени по федеральному законодательству. Действовать придется самостоятельно.
- Есть такая форма заявления "О гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц", - пояснила Галина Еремишина. - Приведу пример: если дом или квартира разрушены, заполняется такое заявление, к нему прикладывается документ из МЧС или другого органа, который подтверждает факт разрушения или утраты имущества, и вот с момента, когда это произошло, мы и будем прекращать начисление налога.
Подавать заявление не обязательно лично в офисе УФНС - возможности предусмотрены и в личном кабинете налогоплательщика. Галина Еремишина отметила, что не имеет значения и то, где находится человек, а где - пострадавший объект недвижимости.
- Многие люди ведь уехали из того же Шебекина и других пострадавших населенных пунктов, поэтому, если, к примеру, семья живет в Губкине, а дом разрушен в Шебекинском округе, заявление должны принять в любом отделении ФНС, - отметила специалист.
Впрочем, рассуждая о налоговых льготах для приграничных шебекинских территорий, Вячеслав Гладков отметил, что к этому вопросу нужно подходить внимательно.
- Давайте прекратим выплачивать налоги? Тогда на какие средства мы будем с вами существовать? - задал он встречный вопрос.
В региональном УФНС отметили, что уплате в региональный и местный бюджеты в целом по региону подлежат 1,66 миллиарда налога на имущество физлиц, и 856 миллионов рублей - земельного налога.