Студенты факультета информационных систем и технологий и машиностроительного факультета УлГТУ - участника Научно-образовательного центра мирового уровня "Инженерия будущего", базирующегося в Самаре, в рамках направления "Интеллектуальные транспортные системы" переоборудовали "Патриот" под беспилотное управление. Установили подруливающее устройство, GNSS-систему (глобальное позиционирование), агронавигатор и т.д. Удаленное управление автомобилем идет с пульта оператора. В планах у команды - установка бортового компьютера и написание программ автономного вождения для доставки грузов на закрытых территориях или в сельскохозяйственных целях. На следующем этапе будут использованы системы технического зрения на основе стереокамер, системы глобального позиционирования и сложное программное обеспечение на основе ROS (операционной системы роботов).
Но направление ИТС предполагает создание не только "умных" автомобилей, но не менее продвинутых дорог и дорожной инфраструктуры. И в Самарской области интеллектуальные транспортные системы внедряют по нацпроекту "Безопасные качественные дороги". Создание автоматизированных процессов управления дорожным движением предусмотрено в городских агломерациях с населением более 300 тысяч человек.
Как сообщили "РГ" в минтранспорта и автомобильных дорог Самарской области, эти работы начались в 2021 году. По госконтракту между региональным ведомством и "Ростелекомом" в границах Самарско-Тольяттинской агломерации модернизированы 336 светофоров. В том числе установлены детекторы транспорта для сбора данных об интенсивности дорожного движения, а также пять автоматических метеостанций. Обрабатываются полученные данные в специальном центре, организованном на площадке технопарка "Жигулевская долина".
"В 2024-2025 годах в ходе дальнейшего развития интеллектуальных транспортных систем в Самарской области планируется установить дополнительные дорожные контроллеры и детекторы транспорта, создать подсистему видеонаблюдения детектирования ДТП и чрезвычайных ситуаций, а также внедрить интеграционную платформу, которая объединит ранее созданные подсистемы в единую среду управления - это позволит наиболее оперативно и эффективно принимать управленческие решения", - подчеркнули в минтрансе Самарской области.
Разработка интеллектуального транспорта и инфраструктуры является приоритетной также для Нижегородского НОЦ. И не мудрено: в регионах деятельности этих поволжских центров располагаются главные автозаводы страны: ГАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ. С момента создания - 2018 года - нижегородский центр поддержал пять проектов в области ИТС, автотранспорта и транспортной безопасности на сумму более 23 миллионов рублей.
"Стартапы и технологии, которые позволяют решать транспортно-логистические проблемы эффективно и безопасно, имеют безусловный успех на рынке, и мы прогнозируем им большое будущее. К примеру, система беспилотного управления шахтной техникой от нижегородских ученых уже проходит апробацию в реальных условиях. Разработчики совместно с заказчиками дорабатывают ее до готового к внедрению продукта", - отметил директор Нижегородского НОЦ Тимур Халитов.
Горьковский автозавод и Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева начали активно сотрудничать задолго до того, как оба стали участниками Нижегородского НОЦ. Совместное создание автономного транспорта началось еще в 2016 году. И сегодня результат этой работы - беспилотная "Газель" - эксплуатируется на нефтяном месторождении в Западной Сибири.
Следующий шаг в содружестве с НГТУ - автономная транспортная платформа на электротяге для производственной и складской логистики. Она автоматически распознает различные дорожные ситуации и может корректировать маршрут для объезда препятствий. Особенность платформы - возможность движения в обе стороны с одинаковой эффективностью, такой вот своеобразный "тянитолкай". А две независимые управляемые оси наделяют ее фантастической маневренностью: несмотря на внушительные габариты, радиус разворота не превышает 3,5 метра.
"Этот беспилотник будет использоваться в рамках программы автоматизации логистических процессов завода. Также он предназначен для использования на грузовых складах, в портах и в любых отраслях, где есть потребность в автоматизации логистики", - рассказал "РГ" руководитель центра компетенций "Беспилотные платформы" инженерного центра Горьковского автозавода Михаил Иванов.
Не дремлют и другие партнеры нижегородского центра. Только в этом году появилось несколько интересных транспортных разработок. Так, "Аватэк 3Д" разработал и наладил выпуск тестеров автомобильной электроники: датчиков парктроника, слежения за полосой, камер заднего и переднего вида и других "тонких" компонентов автомобиля. Раньше такие тестеры предоставляли только зарубежные производители, в основном Bosch и Valeo.
Другой участник НОЦ - компания "Зарядные станции" - разработала серию стационарных (напольных и настенных) и домашних зарядок для электротранспорта. Устройства способны "узнать" подключаемый электромобиль и дать необходимую мощность для зарядки. Базовая домашняя станция способна зарядить электрокар за 5-8 часов. Нижегородские станции могут работать при температуре от минус 40 до плюс 50 градусов и оснащены автономной системой пожаротушения, что существенно повышает безопасность их эксплуатации.
Еще один партнер центра направил усилия на обеспечение безопасности водного транспорта. Компания "АФС52" создала в этом году специальный измерительный комплекс, который автоматически выявит нежелательные вибрации в ходовой части судов и оповестит экипаж о риске кораблекрушения. Устройство помогает избежать опасного явления - резонанса, когда скорость оборотов двигателя совпадает с частотой волны. Это приводит к усилению ее воздействия на корабль и увеличению амплитуды колебаний, что, в свою очередь, может стать причиной ЧП.