На стенде перед кабинетом руководителя международных контактов Вятского госуниверситета - отчет о миссии сотрудников вуза в КНР, которая проходила почти 20 лет назад. Сложно судить, насколько результативной была та поездка, но нужно признать, что сотрудничество между региональными вузами двух стран в основном сконцентрировано в образовательной сфере. В Вятском госуниверситете учатся более 60 студентов из Китая, свыше десятка кировчан прямо сейчас проходят стажировку в зарубежных университетах.
- Образовательная составляющая... Здесь все понятно. Программы кардинально не отличаются, - отмечает Сергей Фомин, добавляя, что есть другие направления потенциального сотрудничества российских и китайских вузов, где взаимодействие идет куда сложней. Например, механизм научно-технического сотрудничества требует более тонкой и длительной настройки.
- До совместных научных разработок мы в будущем дойдем, - заявляет куратор внешних связей ВятГУ и иронично добавляет: - Так не бывает, чтобы к профессору пришел администратор в лице проректора Фомина и дал распоряжение "дружить" с конкретным иностранным вузом, который занимается схожей тематикой.
Нормальный процесс кооперации в сфере исследований и разработок проходит несколько стадий. Все начинается с банального знакомства ученых и интереса к результатам работы друг друга. На следующей стадии идет работа над смежными темами или параллельные исследования. По их результатам появляются совместные статьи. После этого можно говорить об общих заявках на привлечение грантов. И это только подготовка к реальным НИОКР. Очень хорошо, если процесс не прерывается внешними факторами.
- И в наших, и в китайских интересах развивать те направления, которые способствуют росту промышленности. Сейчас наибольший интерес со стороны наших партнеров в сфере химических технологий. Также интерес есть в электроэнергетике, строительстве, IT, биотехнологиях, - поясняет проректор.
Он также обращает внимание, что со стороны партнеров из КНР ставится вопрос активизации академических обменов специалистами из этих сфер. На практике такой запрос означает не только совместные образовательные программы и обмен студентами (их число в ближайшее время может удвоиться), но и длительные стажировки преподавателей и профессоров. В рамках таких обменов и создается основа для международной кооперации в сфере НИОКР.
- После карантинов мы только восстанавливаем этот процесс, - отметил руководитель международного направления работы ВятГУ.
Кстати, правительство КНР при поддержке российских коллег объявило конкурс на предоставление стипендий для студентов и аспирантов на годичное обучение в китайских вузах. В отличие от обычных программ, здесь все расходы обучение и проживание компенсирует принимающая сторона, а участникам полагаются ежемесячные стипендии.