Корреспондент "РГ" встретился с автором продовольственной инновации и руководителем компании "РосЭнерджи", которая выпускает необычный продукт, чтобы узнать, как сверчки собираются покорить гурманов России и скоро ли пшеничную муку заменят перемолотыми в пыль насекомыми.
С директором предприятия, предпринимателем Антоном Стокозом мы увиделись в центре Ставрополя. В самом начале встречи он поставил на стол картонный бокс, в котором оказалась баночка с кашей быстрого приготовления, лапша такого же типа, а также разные снеки и печенье.
Кажется, что это - все самые обычные продукты. Но нет! Их главный ингредиент - мука из сверчков.
- Такие специальные боксы с продуктовыми наборами мы сейчас рассылаем бесплатно, чтобы те, кто заинтересовался нашей продукцией, смог ее попробовать. Провести дегустацию можно на разных выставках. За последнее время мы участвовали в разных форумах в Сочи, Санкт-Петербурге, дважды в Москве. Купить наши продукты где-либо пока нель-зя, - говорит предприниматель. - Но, если хочешь, можешь попробовать, чтобы знать, о чем мы вообще говорим.
Для дегустации выбираем два самых удобных продукта, которые заодно смогут представить полный спектр впечатлений от сверчков. Первый - это печенье курабье. Оно выглядит абсолютно как обычное, из пшеничной муки.
Кладу в рот: и фактура, и вкус не отличимы от аналогов, которые продаются в любом супермаркете. Если не знать, не уверен, что отличил бы.
Второй лот более специфический. В баночке - жаренные во фритюре и приправленные сверчки. Продукт - максимально близкий к исходному сырью. Не уверен, что, в отличие от печенья, я бы взял такое на пробу в магазине, но профессиональное любопытство сильнее пищевых предпочтений. Разжевываю одного сверчка, потом еще одного-двух, чтобы лучше понять. Память хаотично пытается найти какие-то аналогии: может, анчоусы? Или шкварки? Что-то общее есть, но сравнивать бессмысленно, ведь сверчки есть сверчки. И теперь они появляются не только в видеоблогах путешественников-экстремалов по Азии, но и в Ставрополе.
Автор идеи сверчковой фермы Антон Стокоз говорит, что в каком-то смысле пошел по стопам родителей. Они занимались бизнесом и разводили медицинских пиявок. Сын же пару лет назад задался вопросом, как производить что-то полезное, заинтересовался темой саранчовых, к которым относятся и сверчки. Говорит, что они упоминаются в Библии, Коране и других древних текстах, так что об их питательных свойствах люди знали издревле, а современная наука подтверждает полезность продуктов из насекомых.
- Исследования показали, что в сверчке белка может быть более 70 граммов на 100 граммов продукта, а железа - вдвое больше, чем в говяжьей печени, - рассказывает Стокоз. - Также эти насекомые богаты аминокислотами, кальцием, магнием и прочими полезными веществами.
Чтобы увеличить концентрацию витаминов и микроэлементов, перемолотых сверчков смешивают с высушенным соком пророщенной пшеницы. Этот ингредиент добавляет в конечный продукт полезные вещества, которых в насекомых нет. Получившуюся в итоге муку можно использовать для приготовления любых блюд, так же как и муку из пшеницы. И даже больше: в линейке продуктов, которую делает компания, есть, например... сыр.
Жизненный цикл сверчка составляет 45 дней - от личинки до печенья. В меню у поголовья на ферме тыква, кабачки, пророщенная пшеница и кукуруза. Антон Стокоз говорит, что можно кормить и проще, но когда сам ешь блюда из этих насекомых, за их меню следишь особенно тщательно. Также нужно контролировать влажность и температуру в вольере, где содержатся сверчки. Все для комфорта усатых.
- Когда сверчки прошли свой цикл и находятся на пике формы, мы отправляем их в камеру для шоковой заморозки. После этого промываем, сушим и измельчаем, - рассказывает предприниматель.
Сейчас на предприятии работает пара десятков человек. В основном это приятели и друзья: коллектив сложился по знакомству. Кто-то занимается непосредственно производством, другие налаживают бизнес-процессы и IT-сферу. Первыми сотрудниками стали технологи братья Зайцевы. Антон Стокоз познакомился с ними, когда искал сверчков. Те раньше пробовали делать из насекомых корм для животных, но дело не заладилось. А вот продукты для людей оказались более востребованными. И сейчас братья-технологи работают в компании.
По словам Антона Стокоза, на данный момент просчитать объем производства на предприятии сложно, поскольку идет постоянный рост. В среднем компания выдает около тонны муки в месяц. Она пока в пять раз дороже обычной, но с ростом объемов разница сокращается. В итоге сверчковая мука будет дороже лишь на 20 процентов.
Но это сравнение только по цене, поскольку данные продукты не конкуренты и нельзя заменить один другим.
Пока продаж у компании нет, говорить о планах, окупаемости и прогнозах рано, считает Стокоз. По его словам, есть идея в будущем привлечь порядка 150 миллионов рублей инвестиций в проект: благодаря этому еда из сверчковой муки, которую производят в Ставропольском крае, могла бы завоевать до одного процента продуктового рынка России. Сейчас же аудитория просто должна познакомиться с печеньем, лапшой и закусками из насекомых. И это - отдельная задача.
Антон Стокоз рассказывает, как для одной из крупных выставок создал инсталляцию из сверчков, которая у многих посетителей вызывала непроизвольное "фу". В ответ предприниматель предлагал попробовать сладости из этих же насекомых. Для большинства это был контрастный душ.
- Мы не хотим "пересадить" всех на сверчка. Я сам не откажусь от мяса или от борща с чесноком. Но можно добавить что-то вкусное и полезное, что составляет ежедневную норму витаминов для человека - идея у нас такая, - говорит Стокоз. - В общем, половина людей, которых мы опрашивали, говорят, что сверчков есть не будут. Другие 45 процентов - не против перекусить насекомыми. А оставшиеся пять процентов заявляют, что еда из сверчков - это игры глобалистов. Я, когда первый раз это услышал, попросил рассказать, кто такие глобалисты. Может, я из них, просто сам не знаю.
На каждой пачке со своими продуктами в "РосЭнерджи" пишут о том, какой ингредиент здесь является основным. Хотя сверчки прошли несколько экспертиз на безопасность, а еда из них не требует специальной маркировки, идея предпринимателей в том, что люди должны знать, что именно они едят. И должны сами решать, хотят этого или нет.