Поделиться

Куда можно сдавать сельхозпродукцию в Ленобласти

В Ленинградской области провели мониторинг сельскохозяйственных потребительских кооперативов и обществ, готовых закупать излишки выращенной продукции у населения. Впервые собраны воедино данные о реальных покупателях, готовых закупать партии продукции. Их оказалось семь кооперативов и 82 потребительских общества. То есть, на первый взгляд, всегда есть кому сдать выращенный картофель или кроликов. Однако на деле ситуация не такая простая, и сбыть по хорошей цене не всегда можно.

- Что касается фермерской продукции, то сейчас проблем со сбытом практически и нет. Во-первых, молоко и прочее берут торговые сети, во-вторых, нам, как ни странно, помогла пандемия, во время которой достаточно много петербуржцев выехали на время в область, где смогли познакомиться с фермерами и попробовать их продукцию. И - стали покупать молоко, мясо, картофель напрямую. Даже вернувшись на постоянное место жительства в город, продолжают закупать у конкретных фермеров. Помогло и резкое повышение спроса на сельский туризм. Все больше желающих выехать в область, посмотреть, как трудятся на земле, пожить в деревенском доме и попробовать все натуральное. Понравилось - почти наверняка будут ездить к тем же производителям постоянно, - комментирует Евгений Курц, руководитель ГКУ ЛО "Агентство АПК ЛО". Многие фермеры выращивают продукцию с учетом пожеланий крупного заказчика. Например, одна из ферм поставляет крупной сети общепита картофель определенного калибра.

Отсутствие проблем со сбытом подтверждает Татьяна Пугачева, фермер (Приозерский район).

- У меня хозяйство маленькое - десяток коров, и я в основном реализую все по знакомым, по людям, которые ко мне приезжали и с которыми установлен контакт. Даже если есть излишки - я в кооперативы сдавать не буду. Потому что несу ответственность за качество конечного продукта перед потребителем. А я же не знаю, в каких условиях будет храниться моя скоропортящаяся продукция у перекупщиков. Выйти на большой рынок - нет ресурсов. Нужно вкладывать деньги, хотя бы на ту же маркировку продукции и заботиться о совсем иных объемах сбыта. Даже электричество для фермеров значительно дороже, чем для СНТ. А его на одну пастеризацию молока (а как без нее?) уходит очень много, - говорит Пугачева.

Она подчеркивает, что далеко не до всех потенциальных покупателей фермерам удается донести простую истину: честный, качественный продукт не может стоить дешево.

Что же касается личных подсобных хозяйств - их, по официальной переписи, более 250 тысяч (тогда как фермеров семь сотен), то подавляющее большинство производит продукцию для себя и близких. Но есть и те, кто хочет сдать излишки. И - сталкивается с тем, что ценник ниже ожидаемого.

- А что вы хотите? Рыночные отношения. Выращено больше картофеля - закупочная цена упадет. То есть год на год не приходится, - уверяет Евгений Курц.

Закупочные организации сталкиваются с ситуацией, когда граждане, получив излишки, и далеко не высокого качества (например, упавшие с дерева яблоки), желают продать их по ценнику, который видели в магазине. И - не могут. Специалисты вообще советуют сначала договориться с закупающей организацией о том, что намечается такой-то урожай, и выяснить, сколько его примут, чтобы представлять, что реально делать с излишками.

Фактически, чтобы не было излишков, нужно заранее планировать, что вырастят и сколько. Но если фермеры следуют этому правилу, так как занимаются сельским хозяйством постоянно, то владельцы подсобных хозяйств и дачники часто об этом и не задумываются.

- Мы не можем развернуть закупки, сравнимые по масштабам с теми, которые были во время развитого социализма. Раньше у населения была гарантия сбыта. Теперь гораздо сложнее. Мы были бы и рады развернуться, но не можем по объективным причинам. И самая больная для нас тема - недоступность банковских кредитов под небольшой процент. Фактически было три процента, стало уже 15. И проблему не решить на региональном уровне. Когда-то мы даже выпускали колбасу из свежайшего мяса: японцы не могли поверить, что такое возможно. За границу, за валюту товары продавали. Сейчас все гораздо скромнее и в основном закупаем плодоовощную продукцию, - поясняет Юрий Птушкин, возглавляющий ЛОСПО (Ленинградский областной союз потребительских обществ). Он полагает, что остро ощущается и еще одна проблема: нехватка малых цехов и оборудования к ним для переработки. Могли бы закупать больше тех же яблок, чтобы перерабатывать практически на месте в соки-джемы, да не на чем.

Отдельная тема - реализация излишков животноводческой продукции, тех же выращенных кроликов. Граждане жалуются: нигде не берут. Да потому что нужны определенные ветеринарные документы. А получать их на несколько кроликов - нерентабельно.

Владельцы подсобных хозяйств считают, что сведение в единый список организаций, готовых принять выращенное, - шаг правильный, но проблему с реализацией не решает. Нужно восстанавливать разветвленную сеть кооперативов, готовых принять огурцы-яблоки по приемлемым ценам.