Поделиться

Для чего исторические здания Петербурга решили поделить на категории

В Северной столице началось обсуждение инициативы, которая делит исторические здания на категории и разрешает снос наименее ценных. Комитет по охране памятников (КГИОП) обнародовал историко-культурную экспертизу проекта зон охраны. Из документа следует, что 389 старинных домов могут утратить охранный статус. Опрошенные "РГ" эксперты считают, что в целом это правильная идея, но список неценных объектов надо сократить.
В списке - большое число зданий, которые выполняют хозяйственные и подсобные функции.
В списке - большое число зданий, которые выполняют хозяйственные и подсобные функции. / Алексей Стригин/РГ

Сейчас городской закон запрещает сносить в Петербурге все, что построено до 1917 года. В перечне - около 14 тысяч зданий (сюда не входят объекты культурного наследия, которые охраняются федеральным законодательством). О том, что нельзя мерить одной меркой всю дореволюционную застройку, говорили давно. Как поясняют в КГИОП, формальное требование оценивать здание только по году его постройки порой приводит к ошибкам. При таком подходе надо сохранять даже не очень удачные дома - главное, чтобы их возвели до штурма Зимнего. А шедевры советской архитектуры идут под снос, поскольку построены не в то время.

- Действующий критерий "исторических домов" - год постройки по техническому паспорту - ввели в 2009 году как временную экстренную меру, чтобы остановить бушевавшую тогда в центре Петербурга волну сносов, - поясняет координатор движения "Живой город" Дмитрий Литвинов. - Заниматься кропотливой инвентаризацией застройки было некогда. Есть мнение, что закон устоялся и надо оставить все как есть. Я с этим не могу согласиться. Технические кадастровые документы содержат массу неточностей, а в последнее время - и откровенных подлогов. Ряд приемов позволяет застройщикам менять год постройки в нужную сторону. Например, "до 1918 года" превращается просто в "1918 год": в стране идет Гражданская война, а по документам застройщиков в Петрограде строительный бум! Или дом объявляется разрушенным во время войны, а затем отстроенным с использованием старых кирпичей. При этом дома в стиле сталинский неоклассицизм, прекрасно вписывающиеся в архитектурную среду, никак не защищены, и на их месте растут уродливые многоэтажки.

Что предлагает КГИОП? Разделить исторические здания на три категории. К первой отнести ценные средовые объекты, формирующие участки композиционно завершенных пространств, - таковых в проекте 909. Вторую, и самую многочисленную, группу составили 6115 средовых объектов, соответствующих характеристикам участка историко-градостроительной среды. Третья категория - несредовые объекты: отдельно стоящие здания и сооружения, утратившие свое историческое окружение или не отвечающие ему. В последней группе меньше всего зданий - 389, их-то и предлагается вывести из-под охраны города.

- Сама идея ввести адресный перечень охраняемых зданий - правильная, - считает координатор движения "Живой город" Антонина Елисеева. - Вопрос только в ее реализации. Принцип охраны всех зданий по критерию года постройки имеет значительные недостатки. Многие явно дореволюционные здания по документам Росреестра значатся советскими. Чтобы спасти их от сноса, приходится за каждый дом судиться с властями и застройщиками. Кроме того, сейчас исторические здания можно сносить без воссоздания, если они аварийные и не выходят на уличный фронт.

По мнению градозащитника, новый законопроект отчасти улучшает ситуацию со "сталинками" и восстановленными домами - многие из них попали в списки средовых объектов, которые нельзя сносить.

- С тем, что какие-то здания утратили исторический облик и не вписываются в архитектурную среду, трудно спорить. Но конкретный перечень из 389 несредовых объектов вызывает много вопросов. Там есть явно неисторические постройки из силикатного кирпича. Но есть и вполне добротные здания, полностью вписывающиеся в среду. Чем они не угодили - непонятно. У них нет декора, но его нет у многих исторических домов. Некоторые объекты не очень удачно отремонтированы, но это поправимо и не может быть основанием для сноса. И совершенно возмутительно, что несредовыми объявили исторические здания, недавно прошедшие "щадящую" реконструкцию в соответствии с действующей редакцией закона. Примеры - дома 13, литера Б, и 36, литера Б, по Съезжинской улице, - отмечает Антонина Елисеева.

Городской закон запрещает сносить все, что построено до 1917 года

Дом на Смоленке, 5-7, литера П, грубо перелицован, но в целом сохранил исторические габариты. Его можно восстановить, однако снятие с охраны почти гарантирует снос. Недопустимо, что в список несредовых попал бывший ДК имени 10-летия Октября на Обводном канале, построенный в 1902 году, считает эксперт.

На периферии могут пойти под снос явно исторические здания, которые сохраняют память о прошлом этих районов и украшают их. Это, например, дома на Лиговском, 239, и шоссе Революции, 1, литера А.

- Кроме того, в списке много одноэтажных дворовых флигелей, - подчеркивает градозащитник. - Это каретники, сараи, дворницкие, служебные постройки, которые часто выглядят скромно. Но они тоже часть исторической среды. Если их сносить и строить на их месте многоэтажки, среда резко изменится.

По мнению Дмитрия Литвинова, целый ряд вполне нормальных адресов снимают с охраны, скорее всего, для расчистки участков под уплотнительную застройку.

Кстати

В новом законопроекте сохраняется действующее разрешение строить высотные дома внутри кварталов, если по уличному фронту стоят одноэтажные здания. Из-за этого новостройки испортили, например, вид на памятник федерального значения - Измайловские провиантские магазины на Обводном канале. В первых редакциях закона такой лазейки для застройщиков не было, она появилась несколько лет назад, отмечают градозащитники.