В самом северном НОЦ идет поиск особых материалов для Арктики

Межрегиональный НОЦ мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" объединяет вузы, научные учреждения и предприятия Архангельской, Мурманской областей и Ненецкого автономного округа.
Большое внимание привлекал стенд НОЦ "Российская Арктика" на II Конгрессе молодых ученых.
Большое внимание привлекал стенд НОЦ "Российская Арктика" на II Конгрессе молодых ученых. / РИА Новости

Центр судоремонта "Звездочка" - участник НОЦ - занимается производством винторулевых колонок ледового класса для ледоколов и судов арктического бассейна. Здесь несколько лет назад было создано аддитивное производство, позволяющее "печатать" необходимые детали для судов из разработанных учеными НОЦ металлических порошков. Аддитивные технологии подразумевают создание изделий с помощью послойного добавления материала на основе компьютерной 3D-модели. С участием других партнеров НОЦ на протяжении последних двух лет здесь отрабатываются как сама технология, так и вопросы сертификации готовых изделий.

В НОЦ уже разработана целая линейка материалов, которые можно использовать в судостроении и изготавливать опытные партии отдельных сложных изделий. В их числе - межманжетные кольца, которые используются в составе винторулевой колонки АТ-32 мощностью 2,5 мегаватта, которая в этом году была отгружена и поставлена на завод в Выборге для строительства многоцелевого вспомогательного судна. До сих пор винторулевые колонки поставлялись в основном из-за рубежа.

Разработана целая линейка материалов, которые можно использовать в судостроении и для изготовления многих сложных изделий

Ученые Кольского научного центра РАН, участвующего в НОЦ, разработали десятки технологий с высоким потенциалом для коммерциализации. Это строительные материалы нового типа, способы обогащения руд, получения железорудных концентратов, создания цифровых аналитических систем и многое другое.

Одна из наиболее известных - технология, с помощью которой жидкие радиоактивные отходы (ЖРО) можно переработать в керамику. Основой для нее послужили сорбенты на основе минералов с нанопористой структурой, открытых на Кольском полуострове, которые способны вбирать в себя радионуклиды. Такую керамику можно абсолютно безопасно хранить в горных выработках, в отличие от ЖРО, для обращения с которыми необходима дорогостоящая инфраструктура.

НОЦ "Север", объединяющий ученых Якутии, Сахалинской и Магаданской областей, Камчатского края и Чукотского автономного округа, по итогам 2022 года вошел в топ-4 всех центров мирового уровня. Для тех, кому приходится долгое время работать на сильном холоде, ученые НОЦ "Север" создали арктическую высокоэлектропроводную ткань на основе графена, из которой можно производить одежду с подогревом.

Прорывные арктические технологии разрабатываются и в Санкт-Петербурге. Здесь в ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" имени И.В. Горынина НИЦ "Курчатовский институт" - участнике НОЦ "Российская Арктика" - была создана самая прочная в мире сталь, используемая для корпусов атомных подлодок и ядерных реакторов. Специально для климата высоких широт ученые разработали сталь различных категорий прочности, устойчивых к коррозии и холоду. При этом толщина прокатных листов стали имеет широчайший диапазон - от 15 до 150 миллиметров. Металл имеет особую мелкозернистую структуру в 20 микрометров и даже меньше, благодаря чему он сохраняет прочность даже при минус 50 градусах. Кроме того, новые виды стали позволяют добиться огромной скорости сварки - до 100 метров в час, что особенно важно для сварщиков, работающих на морозе и ледяном ветру. Эти виды металла уже используются при строительстве атомных ледоколов проекта 22220 "Арктика", флагманского ледокола "Лидер", магистральных трубопроводов и нефтегазодобывающих платформ.

Карьерные самосвалы, работающие на газовом топливе, были представлены на выставке в Новокузнецке. Фото: РИА Новости
Кстати

Целый ряд ноу-хау был представлен в Мурманской области на XII Международной горнопромышленной конференции "Баренц-арктическое экономическое партнерство", которая проводилась при участии Кольского федерального научного центра РАН - партнера НОЦ "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования" - в середине ноября. В регионе действует пять крупных горнодобывающих предприятий, нуждающихся в современном большегрузном транспорте. Для нужд горняков разработаны самосвалы грузоподъемностью 55, 130 и 220 тонн, работающие на природном газе. Эта техника уже показала свою экономичность: "газовый" самосвал грузоподъемностью 90 тонн способен сэкономить в год около 10 миллионов рублей, и чем выше грузоподъемность, тем больше сумма экономии.