28.11.2023 17:56
    Поделиться

    На Ладоге спущено на воду пассажирское судно для Севастополя

    В Ленобласти спущен на воду катер для пассажирских линий Севастополя. Судно вмещает 200 пассажиров, оснащено экологичной гибридной дизель-электрической энергоустановкой и рассчитано на прибрежное плавание. Город должен получить в лизинг пять таких катеров, но выполнение контракта затянулось.

    Спуск судна на воду состоялся на судостроительном заводе в городе Новая Ладога.

    Это важное событие не только для судостроителей Ленобласти, но и для Севастополя, где новых катеров ждут уже много лет. Морские пассажирские маршруты связывают северную и южную часть города, катера входят в систему общественного транспорта и перевозят около 6 миллионов пассажиров в год.

    Сейчас на линиях работают 40-летние суда проекта 1438 тип "Молодежный", которые были специально спроектированы для Севастопольской бухты и строились на Ильичевском судоремонтном заводе в 1980-1984 годах. Чтобы поддержать их на плаву, в 2022 году был выполнен капитальный ремонт пяти катеров с заменой двигателей на общую сумму 126 миллионов рублей.

    Как писала "РГ", в октябре 2019 года Севастополь от имени ГУП "Севэлектроавтотранс" заключил контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) на поставку в лизинг пяти пассажирских судов за 3,2 миллиарда рублей. ГТЛК, в свою очередь, выбрала подрядчика, который должен построить пять судов за 1,245 миллиарда рублей. Общая цена контракта с ГТЛК, помимо стоимости самих катеров, включает НДС, страховку, уплату налогов и сборов, стоимость доставки в Севастополь и лизинговые платежи.

    По первоначальным условиям контракта, первый катер должны были передать городу до 30 июня 2021 года, а остальные - поэтапно до середины 2022 года, но этого не произошло. В сентябре 2022 года правительство Севастополя разрешило продлить контракт на поставку катеров до 2026 года. Власти города объяснили, что из-за санкций западные компании отказались от поставки оборудования, а поиск отечественных аналогов занял много времени.

    Новые катера должны заменить суда старого проекта, сохранив основные преимущества. Они так же имеют два выхода по бортам и третий на корме, предусмотрена высадка и с носовой части. Как и по старому проекту, есть небольшой открытый пассажирский салон на втором ярусе. На регулярных рейсах второй ярус не используется, но может пригодиться, если судно будет работать на туристических маршрутах. Новые катера будут чуть менее вместительными: они рассчитаны на 200 пассажиров вместо 250. Были предъявлены и новые требования к комфортабельности судна: удобные кресла, панорамные окна, система кондиционирования.

    На судне будет впервые применена гибридная дизель-электрическая энергетическая установка российской разработки с использованием аккумуляторных батарей. Это сделает катера более экологичными. Они рассчитаны на эксплуатацию в условиях повышенной влажности и жары: летом при температуре воздуха +40 градусов Цельсия и влажности 50 процентов, а зимой при морозе до -15 и влажности 85 процентов. Длина судна - 29,5 метра, осадка 1,5 метра, мощность гребных электроустановок - 185 киловатт, экипаж - 3 человека.

    Непосредственно постройку судов выполняют два завода. В 2020 году два судна были заложены в Новой Ладоге и три - в Самаре.

    Проблемы с их постройкой на обоих заводах начались почти сразу. Об этом говорят судебные иски к исполнителю контракта. В Арбитражном суде Москвы уже взыскано 78 миллионов рублей за убытки. Рассматривается иск о взыскании неустойки в 239 миллионов рублей за просроченный контракт. Из материалов дела известно, что построить катера в срок помешали пандемия Covid-2019 и антироссийские санкции.

    Пока идут судебные разбирательства, катера достраивает новый исполнитель контракта - АО НПП "Авиационная и морская электроника", о чем стало известно во время спуска судна на воду в Новой Ладоге. Катера начнут передавать Севастополю, по разным оценкам, в конце 2024 или в 2025 году.

    Между тем

    По Дону гуляй на "Валдае"

    Будущей весной в Ростовской области с началом навигации выйдет на воду пассажирское судно, которое впервые за последние тридцать лет будет осуществлять регулярные перевозки пассажиров. Новый теплоход уже поступил в регион от завода-производителя из Нижегородской области. Его разработало Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева специально для донского региона.

    "Валдай-45Р" развивает скорость до 65 километров в час. Например, до Таганрога на нем можно добраться менее чем за час. На днях состоялся тестовый выход судна на воду. В конце этого года в регион придет еще один "Валдай", также предназначенный для регулярных и туристических перевозок пассажиров. Стоимость каждого такого теплохода - 177 миллионов рублей.

    Напомним, чтобы возродить речные и морские пассажирские перевозки, в этом году в Ростовской области была образована судоходная компания "Дон", которая будет обслуживать водный парк. В будущем году суда начнут работать на постоянных маршрутах. Первыми направлениями станут Азов, Константиновск, Семикаракорск, Романовская. А в перспективе теплоходы отправятся в Ейск, Керчь и Ялту.

    В 2024 году планируется приобрести судно на подводных крыльях "Метеор 120М" на 120 мест, которое будет перевозить пассажиров по маршруту Ростов-Таганрог-Волгоград. На его изготовление требуется около двух лет.

    В 2025 году область закупит еще по одному судну "Валдай" и "Метеор", а в 2026-м - два "Метеора". В дальнейшем намечено открытие новых маршрутов в порты Азовского и Черного морей.

    В СССР водным транспортом осуществлялись перевозки пассажиров не только по самой Ростовской области, но и в соседние регионы. Сейчас предстоит заново выстроить оптимальную маршрутную сеть, в том числе для туристической отрасли на Дону.

    Параллельно с поступлением судов в регионе будут восстанавливать причальную инфраструктуру, чем уже занимаются районные и городские администрации. Так, в Таганроге минувшим летом использовали дешевый и удобный дебаркадер - плавучую пристань.

    Первое время судоходная компания "Дон" будет дотироваться из областного бюджета, чтобы билеты для пассажиров теплоходов были доступны. Стоимость проезда собираются регулировать на уровне регионального правительства.

    Подготовила Алена Ларина

    Поделиться