Один из крупнейших в стране Уральский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "Передовые производственные технологии и материалы" создан для объединения образовательных, научных организаций и предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Функции проектного офиса выполняет Уральский федеральный университет.
УМНОЦ собрал под своей крышей 9 университетов, 10 научных организаций и 57 индустриальных партнеров из трех регионов. Объем 57 проектов в портфеле Уральского НОЦ в 2023 году составил 12,4 миллиарда рублей. Среди производственных партнеров - группа "Синара", РЖД, ВСМПО-Ависма, предприятия, которые входят в госкорпорации "Ростех", "Росатом", "Роскосмос" и "Роснано". Прикладной характер проектов, а также работа ученых не просто по заказам, но в тесной связке со специалистами предприятий позволила уральскому центру оказаться среди лидеров.
ЮУрГУ, ГРЦ Макеева и компания "НИИМаш" совместно работают над созданием комплекса с многоразовой ракетой-носителем и универсальной космической платформой. Прошел успешные огневые испытания демонстратор двигательной установки - прообраз двигателя многоразовой ракеты. Еще одна перспективная разработка - созданный в Челябинской области и прошедший испытания в Якутии арктический автобус, который может в условиях Крайнего Севера обеспечить передвижение и суточное комфортное пребывание двадцати человек. Опытный образец справляется с этими задачами при температуре до -50 градусов. А тем временем уральцы представили и вторую модель, с серьезными доработками. В новом автобусе вместо отдельных кабины и салона сделали цельный корпус, установили рессорную подвеску.
Индустриальным партнером проекта, воплотившим идеи разработчиков из ЮУрГУ и МГТУ им. Баумана, стал автозавод "Урал". Оборудование и комплектующие, которые для опытного образца изготавливали силами сотрудников вуза, для серийного производства будут производить на предприятии.
А Магнитогорский технический университет им. Носова разрабатывает математическую модель силовой установки БПЛА для НПО "Андроидная техника". Производители современных аппаратов используют лабораторные возможности вуза для исследования материалов.
Институт машиноведения УрО РАН и Курганский госуниверситет вместе с компанией "Вездеходы "Бурлак" модернизировали еще одну мощную машину, знаменитый многоцелевой снегоболотоход. Машину доработали на средства центра, снизив динамическую нагруженность силовой передачи.
Установка, которую создали разработчики УрФУ по заказу компании "Аксалит", производит автоматическую сортировку мусора с помощью системы оптического распознавания. Другой проект крупнейшего уральского вуза совместно с НПО автоматики (входит в "Роскосмос"), посвященный созданию радиолокационных сенсоров для транспорта, успешно завершен. Продукция запущена в производство. В этой коллаборации ученые предложили методы проектирования малоразмерных элементов и подготовили конструкторскую документацию, а НПО автоматики взялся за воплощение идей. Радары из Екатеринбурга, способные обнаружить цели, движущиеся со скоростью до 200 километров в час на расстоянии 250 метров, устанавливают на сельхозтехнику и грузовые машины, в том числе беспилотные.
Западно-Сибирский межрегиональный НОЦ связывает Юг Тюменской области, Югру и Ямал. Он собрал 11 университетов, 15 НИИ, 10 предприятий реального сектора экономики и 5 институтов поддержки инноваций. Сейчас эксперты погружены в 54 проекта по биологической безопасности человека, цифровой трансформации нефтегазовой индустрии, ресурсам Арктики и качеству окружающей среды, а также нефтехимии. Многое уже работает. Например, автоматизированную систему для распознавания возбудителей болезней сельхозрастений испытали в агрохолдинге "Уральский" и теперь используют в УГМК-Агро. Компания СИБУР заинтересована в одном из важнейших проектов ЗапСибНОЦ - карбонового полигона на базе ТюмГУ. Но тут у НОЦ есть и особая миссия - он стал центром подготовки кадров для организаций - операторов полигонов, и СИБУР рассчитывает на этих специалистов.
"Формулируя критерии успешности научно-технических проектов, входящих в программу НОЦ или претендующих на это, мы ставим перед их командами задачу формирования бизнес-партнерств с обязательной долей частных инвестиций в эти проекты", - отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.
Самарская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская области, Республики Мордовия и Чувашия - НОЦ "Инженерия будущего" реализует проекты сразу в шести регионах. А партнеры и участники есть и еще в 14 субъектах России, налажено взаимодействие с ними и в Беларуси, Китае, Мексике, Аргентине. Реализуются проекты в области аэрокосмических технологий и интеллектуальных транспортных систем, в других направлениях. Ученые из Мордовского госуниверситета имени Огарева разработали инновационную систему для отопления зданий - индивидуальный тепловой пункт. Технология дает возможность снизить потребление тепла на более чем 17 процентов. Для начала проект опробовали на одном из корпусов вуза. К нему проявили интерес представители РЖД. После адаптации тепловые пункты хотят использовать для отопления зданий нескольких станций Куйбышевской железной дороги.
Над другим проектом центра - энергетической установкой малой мощности, пригодной для работы в условиях Крайнего Севера, - трудится команда из научных сотрудников Самарского национального исследовательского университета и специалистов компании "ОДК-Кузнецов".
Молодежные лаборатории НОЦ занимаются полезными разработками по заказу ключевых предприятий. Так, молодые ученые лаборатории Пермского политеха (НОЦ "Рациональное недропользование") вместе со специалистами компании "Инкор" разработали станок для наплавки и послойной проковки титановых изделий. Технология представляет собой, по сути, 3D-печать деталей из титана. Сейчас работа над оборудованием ведется во взаимодействии с "Протон-ПМ" - одним из ведущих предприятий космической отрасли. Его сотрудники уже оценили точность и скорость, которые обеспечивает новая технология - всего 7 вместо 270 дней, которые уходили у ракетчиков на производство сложной детали старым способом. Еще одна молодежная лаборатория вуза занимается многоуровневым моделированием деталей, которые будут изготовлены на "титановом принтере".