Мера принята в качестве защиты наших компаний от западных санкций, когда раскрываемая информация может послужить поводом для принятия против России различных ограничений со стороны недружественных стран. Всего в список компаний, которые могут воспользоваться правом не предоставлять информацию, вошло 46 юридических лиц, большей частью из нефтегазового сектора и нефтехимии, связанных с "Роснефтью" и ее дочерними предприятиями.
Сходное разрешение не раскрывать информацию распространялось раньше на всех российских экспортеров, оно действовало с марта 2022 года до июля 2023 года. Новый указ действует с июля 2023 года и фактически продляет этот режим, но для ограниченного круга юрлиц.
Причины такого отбора прозрачны, "Роснефть" госкомпания, она добывает почти половину всей нефти России и является крупнейшим ее экспортером в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые являются главной целью вторичных санкций США и Евросоюза. Указ позволяет минимизировать риски не только самой компании, но ее партнерам - покупателям, перевозчикам, трейдерам и банкам.
Кроме того, именно "Роснефть" пострадала от санкций более всего, отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов.
У "Роснефти" были фактически отобраны доли в нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в Германии и чинились препятствия ее торговле на экспортных рынках, отмечает эксперт.
При этом компания не пользовалась правом не раскрывать информацию, когда это было разрешено всем экспортерам, и совсем не обязательно, что воспользуется теперь. Указ разрешает юрлицам самим принимать решение о раскрытии или скрытии информации.
С точки зрения главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, ничего хорошего в закрытии информации нет. Как и в закрытии нашей статистики по добыче и экспорту нефти и нефтепродуктов. Это лишь дает пространство для ее интерпретации третьими сторонами. Есть огромное количество информации, к которой имеют доступ в западные страны и компании: отгрузки в портах, анализ морских поставок, отчеты Минфина о нефтегазовых доходах бюджета, отчеты таможенных служб стран - импортеров нашей нефти, поясняет эксперт. Именно на их основании докручиваются как прямые санкции в отношении России, так и вторичные, применяемые к партнерам наших компаний. Корпоративная отчетность на это едва ли влияет.
А вот отношения с партерами наша "секретность" может испортить, считает Симонов. За примерами тут далеко ходить не нужно. На днях Bloomberg написал, что в России рекордно за три месяца выросла переработка нефти. Агентство не похвалить нас хочет. А дать сигнал другим странам из ОПЕК+ перед министерской встречей, что Россия нарастила добычу нефти, за счет чего и выросла ее переработка, то есть, возможно, не выполняет свои обязательства по сделке о сокращении производства. И такие информационные вбросы продолжаются весь год, когда цифры морских отгрузок нашей нефти интерпретировались западными агентствами как повод для разжигания конфликта между Саудовской Аравией и Россией, отмечает Симонов.
Эксперт также уточняет, что 20% акций "Роснефти" принадлежат британской BP, а акционеры, как правило, имеют доступ к закрытой корпоративной информации. Помимо этого, все страны ОПЕК+ проходят аудит добычи нефти со стороны трех зарубежных компаний. И доступ к статистике в рамках сделки мы им закрыть не можем.
С другой стороны, корпоративная информация несет в себе данные о сделках с другими компаниями. Их вполне можно использовать для применения санкций в отношении партнеров российских компаний. Но здесь режим "секретности" должен соблюдаться с обеих сторон сделки. Как отмечает член Ассоциации юристов России, эксперт по информационной безопасности Евгения Мешкова, указ касается финансовой, инсайдерской, манипулятивной информации. Если информация напрямую затрагивает иностранных партнеров российских компаний, то указ президента дает право поименованным компаниям информацию не раскрывать и не предоставлять с учетом обязательного уведомления ЦБ РФ. Это свидетельствует о встроенном механизме защиты иностранных партнеров российских компаний от санкционных рисков. В правовом и нормативном смысле указ не регулирует деятельность российских компаний на международном рынке. Но с учетом встроенного в указ механизма защиты иностранных партнеров применение его норм положительным образом повлияет на конструктивное определение российскими компаниями своих возможностей.
Причем, по мнению члена Ассоциации юристов России Марии Спиридоновой, в случае использования права на сокрытие информации отечественными компаниями проблем с работой на международном рынке в рамках заключенных Россией соглашений у них возникнуть не должно.
Закрывать информацию целесообразно, считает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица. Компании в целях обеспечения защиты от санкций, скорее всего, воспользуются данным правом, особенно если они работают на внешних рынках.
Некоторых инвесторов данная ситуация может отпугнуть, но для целевых инвесторов, которые готовы адресно вкладывать средства в инвестиционные проекты компаний, необходимая информация по запросу, скорее всего, будет предоставлена, добавляет он.