Как и квартирные кражи. Преступники перешли в онлайн-сферу, ведь это более доходная, рентабельная и более простая система правонарушений. Например, в тюрьмах есть такая специализация, когда преступники из СИЗО и других мест лишения свободы создают зеркальные сайты, крадут данные. Это сейчас, кстати, очень распространено на Украине, где поощряются такого рода преступления, нацеленные на наших граждан. И там практически за это не наказывают.
Сегодня просто невозможно найти человека, которому не звонили бы, что-то не предлагали, не крали паролей, оставленных на несуществующих сайтах, не навязывали услуг из псевдоправоохранительной системы или из системы банков.
На зеркальных и фишинговых сайтах чаще всего мошенники играют на цене. Это такая технология, когда она немного ниже рыночной. Чтобы разница не сразу бросалась в глаза. Эта схема так подвинута, что голову себе чешешь и думаешь: "А может, мне просто повезло? - и обман выясняется только потом, при детальном изучении.
Спектр сайтов с переходом по ссылке растет и множится. Это не только подложные сайты, сайты-двойники с предложением снять квартиру, есть и несуществующие театральные сайты, заманивающие на лучшие спектакли сезона! Даже сложно перечислить, из каких контор нашим гражданам могут позвонить.
Мной заблокировано уже порядка двухсот номеров. Я просто добавляю в черный список всякие предложения. Но сейчас ведь появились новые системы, когда можно в интернете клонировать целую серию телефонов, и они звонят и звонят, только цифры меняются, это все сильно мешает жить, сильно отвлекает.
Преступники установили роботы, когда для обмана уже люди не нужны. Если завтра подключится еще и искусственный интеллект, а потихоньку тенденция к этому есть, здесь должна быть уже комплексная реакция: не только правоохранительных органов, но и интернет-провайдеров, коммуникационных провайдеров. Поскольку я возглавляю Союз адвокатов России, я на связи с адвокатурой страны во всех регионах РФ, могу сказать, что пока что вал вот этого мелкого мошенничества существует, а расследований такого рода дел маловато.