Второй день форума открывала специальная сессия с участием гендиректора "Росатома" Алексея Лихачева. Госкорпорация не только развивает российскую ядерную энергетику, но и лидирует в мире - ей принадлежат 88 процентов глобального рынка экспорта атомных электростанций. Из 25 реализуемых в настоящее время экспортных атомных проектов "Росатом" ведет 22. В 2023 году против занимающихся строительством АЭС за рубежом структур "Росатома" были введены санкции, тем не менее корпорация сохранила практически все свои проекты за исключением проекта АЭС "Ханхикиви-1" в Финляндии, контракт по которой был расторгнут по инициативе Хельсинки еще в мае 2022 года. "Мы понимаем, что санкции - еще один элемент абсолютно недобросовестной, нечестной конкуренции", - еще раз повторил Лихачев тезис, уже звучавший в первый день форума.
Помимо экономической прибыли и создания новых рабочих мест строительство российских АЭС за рубежом имеет для нашей страны, по словам Лихачева, еще как минимум три важных значения: Россия сохраняет и наращивает присутствие на мировом рынке атомной энергетики, поддерживает "в форме" и развивает свои технологии в этой сфере, а также реализует "мягкую силу". "Тысячи зарубежных специалистов, подготовленных в вузах Российской Федерации, - это очень серьезные скрепы, которые позволяют нам двигаться вперед", - уверен глава "Росатома", добавляя, что госкорпорация экспортирует проекты технологического суверенитета, который становится все более и более востребованным в мире.
Международно-политическая значимость российской атомной энергетики нашла подтверждение тут же, на форуме. Участники из Болгарии, Бангладеш, Индии искренне благодарили Россию за построенные в их странах АЭС и выражали желание продолжать сотрудничество. Ждут российских энергетиков и в Африке. Энергетические и инфраструктурные проекты, а также образование - это главное, на что указывали африканские участники форума, говоря о возможных направлениях сотрудничества с Россией. "На нашем континенте наблюдается нехватка энергии, и, конечно, Россия может участвовать в обеспечении Африки энергией", - говорил бывший президент ЮАР Табо Мбеки. По словам Мбеки, в Африке есть и серьезный дефицит квалифицированных кадров, и в этой связи африканские страны также возлагают большие надежды на Россию, обладающую развитой системой образования. "Больше всего Африке нужно образование, потому что образование - фундамент будущего. И только Россия способна помочь Африке построить этот фундамент развития и процветания", - говорил египетский бизнесмен, председатель KATO Investment Ибрагим Камель.
Участники "Примаковских чтений" отмечали, что в отношениях России и Африки наблюдается явный диссонанс: африканцы испытывают очень хорошее, граничащее с любовью отношение к России, но при этом объемы взаимного сотрудничества континента с нашей страной сравнительно невелики. По словам действующего президента Уганды Йовери Кагуты Мусевени, страны Африки до сих пор благодарны за поддержку, оказанную им СССР во времена борьбы за независимость. "Поддержка СССР была одним из ключевых факторов освобождения Африки от колониализма", - сказал президент. А Ибрагим Камель отмечал крупные проекты, реализованные на континенте в советское время, в частности Асуанскую ГЭС, которая до сих пор служит напоминанием о прежних масштабах сотрудничества. И в Африке хотели бы вернуть эти прежние масштабы. "Надо хотя бы приближаться к тому, что было в советское время", - считает бывший министр торговли Нигерии Мустафа Белло, добавляя, что надо также вспоминать и старые практики, когда сотрудничество касалось не только экономики, но также в значительной степени искусства, науки и других сфер.
Замглавы МИД России Михаил Богданов признал, что после распада СССР Россия потеряла динамику своих отношений с Африкой, но теперь она возвращается на континент. "Нам надо наверстывать упущенное, действовать быстрее, энергичнее", - подчеркнул Богданов.