Итак, доходы федерального бюджета на следующую трехлетку прогнозируются в размере 35,065 трлн руб. в 2024 году, 33,552 трлн руб. в 2025 году и 34,051 трлн руб. в 2026 году.
Расходы составят в среднем около 35,5 трлн руб. в год: 36,6 трлн руб. (20,4% ВВП) в 2024 году, 34,4 трлн руб. (18% ВВП) в 2025 году и 35,6 трлн руб. (17,6% ВВП) в 2026 году.
Для сравнения, в предыдущем законе о бюджете доходы госказны на 2023 год закладывались на уровне 26,13 трлн руб., а расходы - 29,056 трлн руб.
"Документ базируется на проведении ответственной бюджетной политики, позволяющей защитить нашу экономику и финансы от внешних рисков, учитывает приоритеты, стоящие перед страной. Теперь наша задача - максимально оперативно довести денежные ассигнования до их получателей, чтобы уже с января начали реализовываться проекты, учтенные в законе о бюджете", - подчеркнул министр финансов Антон Силуанов.
По его словам, несмотря на внешнее давление, Россия ведет жесткую бюджетную политику. Причем вести ее сложно, поскольку деньги нужны "буквально на все", отмечал ранее министр финансов.
Раз формирование федерального бюджета - это по сути "искусство возможного", то неизбежно встает вопрос об определении приоритетов. То есть куда тратить в первую очередь. Такими приоритетами в федеральном бюджете на следующие три года стали оборона и безопасность, исполнение социальных обязательств, технологическая безопасность, формирование новой экономики, а также поддержка регионов, в том числе и новых, рассказывал Силуанов.
"Кроме того, у нас в бюджете на следующий год нет сокращений по национальным проектам. По ключевым программам мы наращиваем финансирование. Вот взять инфраструктуру: расходы на дороги растут, появляются новые проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры с огромным бюджетом. Дополнительные деньги идут на новые отрасли: станкостроение, микроэлектронику, авиастроение, двигателестроение, все это растет", - говорил Силуанов.
Так, на финансирование национальных проектов только в 2024 году планируется потратить более 3 трлн руб.
При этом в последующие годы будут определены национальные цели развития и необходимые ресурсы для их обеспечения, уточняют в минфине.
На социальные расходы (по сути, выполнение социальных обязательств перед людьми) предусмотрены довольно большие деньги: де-факто за ближайшие три года один из трех бюджетов будет полностью потрачен именно на это. По оценке минфина, в 2024-2026 годах речь идет о более чем 32 трлн руб. социальных расходов. Ключевые меры поддержки - детям и пожилым.
Во-первых, страховые пенсии неработающих пенсионеров с учетом прогноза инфляции будут проиндексированы на 7,5% с 1 января 2024 года.
Во-вторых, меры соцподдержки семьям с детьми будут предоставляться по единому стандарту на всей территории страны с использованием механизма "Социального казначейства". Пособия получат более 10 млн человек. На выплату единого пособия в бюджете на следующие три года предусмотрено 4,4 трлн руб.
В-третьих, на выплату материнского капитала в 2024-2026 годах заложено около 1,6 трлн руб. Предполагается, что им воспользуются более 4 млн семей.
В-четвертых, больше 1 трлн руб. будет направлено за три года на лекарственное обеспечение, включая пациентов с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также детей с тяжелыми заболеваниями.
Также учтены ресурсы на создание новых мест в школах. "В 2024 году будет выполнена задача по созданию не менее 1300 школ. Ежегодно около 7 млн школьников получают бесплатное горячее питание, на эти цели запланировано более 72 млрд руб. в год. Бюджетные ассигнования предусмотрены с учетом индексации, а также с учетом школьников в новых субъектах РФ", - рассказывают в минфине. Там также уточняют, что на строительство и реконструкцию детских больниц предлагается направить 41 млрд руб.
Как ожидается, общий объем расходов на национальную оборону составит в 2024 году 10,4 трлн руб. Кроме того, на поддержку промышленности гражданского назначения будет направлено 2,7 трлн руб. "Запланированные ресурсы позволят поддержать ключевые отрасли экономики. Значительные ассигнования планируется направить на обеспечение дорожной сети", - поясняют в минфине. На развитие агропромышленного комплекса в предстоящие три года предусмотрено более 1,5 трлн руб.
Общий объем межбюджетных трансфертов регионам в ближайшие три года составит 9 трлн руб. Основной бюджетообразующий трансферт - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности - увеличен на четверть, каждый год он будет больше 1 трлн руб. Объемы финансирования регионов на выплату заработной платы и увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) составят 108,1 млрд руб. "Также предусмотрены необходимые ассигнования на выполнение новыми регионами своих обязательств. Регионы включены в механизм межбюджетного выравнивания", - добавляют в минфине.
Наконец, в бюджете на ближайшие три года предусмотрено финансирование всех мероприятий, о которых говорилось в Посланиях президента Федеральному Собранию. В том числе на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка будет потрачено 4,4 трлн руб., опережающий рост МРОТ - 137,4 млрд руб., борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями - 474,2 млрд руб., создание государственного фонда поддержки участников СВО - 29,4 млрд руб.
Как подчеркивал зампред Совета Федерации Николай Журавлев, бюджет конкретно на следующий год - один из самых сложных за всю новейшую историю России. "Однако он сбалансирован таким образом, чтобы профинансировать ключевые приоритеты полноценно, но при этом найти новые доходные источники, которые не стали бы фатальными для ряда отраслей экономики", - отмечал сенатор.
Предполагаемый уровень расходов превысит доходы (то есть бюджет все следующие три года будет дефицитным), но не фатально. Так, дефицит федерального бюджета составит в 2024 году почти 1,6 трлн руб. (0,9% ВВП), в 2025 и 2026 годах - 830,5 млрд руб. (0,4% ВВП) и 1,53 трлн руб. (0,8% ВВП) соответственно. Госдолг, через который будет финансироваться дефицит бюджета, будет расти, но не превысит установленной планки в 20% ВВП.
На протяжении ряда лет минфин активно заимствует на внутреннем рынке, выпуская облигации, отмечает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Мери Валишвили. "При текущем уровне ключевой ставки гособлигации теряют свою привлекательность для частных инвесторов, в связи с чем программа заимствований на внутреннем рынке может существенно отклониться от плановых значений", - опасается она.
Еще один источник финансирования дефицита - Фонд национального благосостояния (ФНБ). По словам Силуанова, ФНБ уже помог закрыть ряд бюджетных проблем в 2022 и 2023 годах. "Из него тратим деньги на развитие инфраструктуры и новой экономики. Но наша основная задача - развитие экономики не за счет бюджета, а в том, что бюджет должен обеспечивать частный экономический рост. Мы должны помогать отраслям, которым нужна первоначальная поддержка, а дальше они сами будут развиваться", - отмечал министр финансов.