Вузы обучают студентов на реальных ИТ-решениях для бизнеса

Отечественный рынок труда сегодня остро нуждается в качественных ИТ-специалистах. По данным Минцифры России, отрасли не хватает как минимум полмиллиона таких кадров. И это понятно, ведь экономика взяла курс на цифровизацию и импортозамещение.
Обучение ИТ-специалистов в ведущих российских вузах предполагает не только погружение в теорию, но и решение реальных практических задач.
Обучение ИТ-специалистов в ведущих российских вузах предполагает не только погружение в теорию, но и решение реальных практических задач. / РИА Новости

Профессионалы информационных технологий сегодня нужны буквально в каждой сфере. Согласно исследованию, проведенному Ancor в прошлом году, для 90 процентов компаний найм таких специалистов является приоритетной задачей.

"Одно из самых востребованных направлений в ИТ-профессиях сегодня - работа с данными, - отмечает генеральный директор компании DIS Group Павел Лихницкий. - Запрос на специалистов, имеющих практический опыт в этой области, крайне высок. Поскольку объем информации, собираемой организациями, стремительно растет, то появляется необходимость в профессионалах, которые умеют работать с большими объемами данных, проводить аналитику и оптимизировать на их основе бизнес-процессы".

Также, по словам эксперта, востребованы кадры, которые умеют подготавливать данные к анализу и выявлять инсайты, специалисты по искусственному интеллекту, разработчики алгоритмов и моделей машинного обучения для обработки и анализа данных. А также специалисты по созданию и администрированию баз данных и по архитектуре данных.

Однако сейчас компаниям не так-то просто нанять хорошего сотрудника. Рекрутеры отмечают, что сроки найма айтишников увеличились с полутора месяцев до трех. Компании готовы бороться за квалифицированные кадры рублем, поэтому за последний год зарплаты в отрасли увеличились на 40 процентов.

"Самый высокий спрос у ИТ-работодателей на разработчиков - специалистов по созданию программного обеспечения с опытом работы не менее трех-пяти лет, - отмечает генеральный директор компании MightyCall Юлия Черноуцян. - Разработчики играют ключевую роль почти во всех сферах ИТ-рынка, где сейчас актуально импортозамещение и ускоренный переход на собственные программные продукты. От квалификации разработчика зависит интеллектуальная составляющая, которая достигает 70 процентов в стоимости продукта".

Сегодня многие школьники мечтают о специальности, которая так или иначе затрагивает ИТ-технологии или смежные сферы. Поэтому у вузов нет проблем с наличием абитуриентов по этим направлениям. Кроме того, сегодня ИТ-специальность можно получить практически в любом возрасте - было бы желание. Многие курсы обещают, что сделают из вчерашнего слесаря программиста. Однако на рынке труда такие специалисты не слишком востребованы, поскольку не имеют реального опыта работы.

"В последнее время многократно выросло число новичков без опыта - специалистов из других сфер, которые решили переквалифицироваться в ИТ, - говорит Юлия Черноуцян. - Около 65 процентов откликов мы получаем от кандидатов, которые окончили онлайн-курсы. Но для специализированных игроков ИТ-рынка, особенно в малом и среднем бизнесе, важно высокое качество команды, и нужны только опытные специалисты".

Это вовсе не означает, что у новичка нет шансов найти хорошую работу. Многие компании сегодня готовы растить специалистов для себя, а потому берут на работу вчерашних студентов и сами их обучают под конкретные задачи.

"Некоторые крупные компании, которые делают ставку на развитие собственных технологий, открывают свои корпоративные университеты, - пояснил генеральный директор компании IVA Technologies Станислав Иодковский. - Уровень подготовки кадров - ключевой фактор успеха любой компании, а в сфере ИТ, где растет конкуренция бизнеса и требования к сотрудникам, особенно".

Сегодня бизнес активно сотрудничает с вузами, что позволяет ускорить процесс разработки технологий и подготовить нужных специалистов

Вузы, занимающиеся подготовкой ИТ-специалистов, понимают, что рынку труда сейчас нужны не просто выпускники с "корочками", а кадры, имеющие опыт. Поэтому процесс обучения во многих ведущих образовательных учреждениях сегодня предполагает не только погружение в теорию, но и решение практических задач, причем тех, которые востребованы у ведущих ИТ-компаний.

"Сегодня нарасхват только айтишники с хорошим стажем и портфолио, - говорит руководитель IT-Центра МАИ Мария Булакина. - Поэтому даже претенденту на позицию "джуна" необходимо представить собственные разработки и проекты".

Так что портфолио сегодняшние студенты начинают готовить еще на этапе обучения. Подавляющее большинство ведущих ИТ-вузов практикуют так называемый проектный подход, привязанный к задачам бизнеса, который позволяет студентам погружаться в реальные разработки.

"Мы не разрешаем защищать даже бакалаврские дипломы, если студенты пытаются решить задачу "сферического коня в вакууме", - рассказывает Мария Булакина. - Выпускная квалификационная работа - это решение задачи, которая есть или возникла в реальном бизнесе. Например, головная боль в любой организации - инвентаризация. Один из бакалаврских проектов предполагает создание программы, которая позволяет сканировать QR-коды и составлять инвентаризационные ведомости. Сверять номера и заносить их в документы. Бояться ошибиться в длинных цифровых кодировках больше не нужно: все данные будут занесены автоматически с помощью камеры на смартфоне. Другой пример - автоматическая сортировка входящей корреспонденции. Компьютерная программа "понимает", о чем идет речь в письмах, и сортирует их соответствующим образом. Очень часто такие проекты приходят от наших партнерских компаний. И студенты занимаются их разработками".

Сегодня бизнес активно сотрудничает с вузами. Это позволяет ускорить процесс создания технологий и вывода их на рынок, а также подготовить востребованных специалистов. Еще один тренд - рост востребованности ИТ-профессий, находящихся на стыке различных отраслей.

"Уже через пять-семь лет знание языка программирования и умение создавать программный код будет распространено так же, как знание иностранных языков, - прогнозирует Мария Булакина. - Сегодня теряет актуальность профессия переводчика, а в скором будущем так же потеряет значимость чистое программирование. Будут востребованы специалисты "на стыке": конструктор-программист, технолог-программист, биолог-программист и т.п. Мы готовимся к этому и уже сейчас начинаем развивать такие образовательные программы, как "Цифровая дефектоскопия", где готовят специалистов по качеству, которые обнаруживают дефекты с помощью технологий компьютерного зрения. Конечно, "чистые" программисты тоже останутся в будущем, но их будет меньше, и они будут развивать базовые, фундаментальные технологии".