Масштабная республиканская программа "Школьный бизнес-старт" была разработана для учащихся 5-7 классов по поручению главы РТ Рустама Минниханова. Она реализуется в регионе второй год при поддержке Министерства образования и науки и Министерства экономики РТ, Центра "Мой бизнес" Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан в рамках реализации национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и "Современная школа". В 2023 году в проекте участвуют более 11 тысяч детей из Казани, Набережных Челнов и 28 районов республики.
Сначала в течение двух осенних месяцев детей бесплатно обучали основам предпринимательства в формате деловой игры. Разбитые на группы школьники составляли портрет предпринимателя, проходили специальное тестирование и презентовали собственные проекты, подкрепленные бизнес-планами. Шестьсот из них - те, кто успешно преодолел эти испытания и перешел на следующий этап углубленного изучения секретов ведения бизнеса.
Трехдневный семинар бизнес-проектирования для 60 команд проходил в нескольких учреждениях образования Татарстана в осенние каникулы. Но школьников, судя по тем, кто пришел на занятия в казанский лицей N146 "Ресурс", это ни капли не огорчило.
"Мне здесь интересно, столько нового узнаешь, - говорит ученица 6-го класса казанской школы №39 Марьяна Багаутдинова. - Я ведь как папа. Он имеет несколько образований, но постоянно интересуется чем-то новым. Есть идея - заняться репетиторством, подтягивать младших школьников по русскому. После окончания школы можно даже бизнес такой открыть. Но надо же знать как".
Это им все объяснит тренер - известная казанская предпринимательница Нина Шимина, но позже. Сначала детям предлагают решить несколько задач. Например, подсчитать себестоимость малины, которую Маша собрала в лесу, а затем продала в городе, добравшись туда на электричке. Не каждый взрослый сделает это с ходу. А тут через пару минут уже лес детских рук!
Между тем всего три месяца назад многие из ребят были уверены, что бизнесмену это не важно. Денег у него много, они точно с неба сыплются, фирма работает сама по себе, поэтому он может позволить себе круглый год отдыхать на Багамах.
Некоторые дети, всерьез мечтавшие об открытии ресторана за 60 миллионов рублей, на вопрос, где возьмут средства, не раздумывая отвечали: "Попрошу у папы". Ну а что? Сегодня далеко не каждый взрослый обладает финансовой грамотностью, а здесь - дети.
"Раз в год Сообщество мам Татарстана, которое я возглавляю, проводит опрос семей, - рассказывает Нина Шимина. - Результаты говорят о том, что 68 процентов опрошенных семей республики вообще не имеют финансовой подушки безопасности. То есть они постоянно находятся в зоне риска, и любые непредвиденные обстоятельства, например та же пандемия, могут выбить их из колеи. У многих семей подушка безопасности составляет десять тысяч рублей. Пятая часть опрошенных и вовсе живут по кредитке. А ведь правильно обращаться с деньгами детей учат именно в семье. Поэтому мы прежде всего объясняем школьникам, что такое бюджет, рассказываем о различных организационно-правовых формах бизнеса, в том числе о самозанятых, о том, как вкладывать средства так, чтобы они не сгорали. И как выяснилось, ребята слабо представляют, что такое налоги, куда они идут и почему их надо платить, зачем нужны пенсионные и страховые отчисления и что предприниматель несет ответственность перед наемными работниками".
Нина, кстати, обучалась в Международной школе Сколково и на бизнес-модулях в Университете Тель-Авива, так что сама теорию знает от и до. И как мама школьниц знает, как правильно преподнести ее детям. Но главное в другом. Шимина - предприниматель с более чем 20-летним стажем, поэтому отлично ориентируется в том, что должен уметь будущий бизнесмен. В том числе создать команду, просчитать риски, разработать рекламную кампанию, презентовать проект инвестору.
Как раз этому и учат детей на трехдневных семинарах. Под руководством тренера школьные команды формулируют бизнес-идеи, разрабатывают собственные проекты, которые затем защищают перед экспертами-предпринимателями.
После этого переходят на новый этап. Он один из самых трудных, ведь участники "Школьного бизнес-старта" должны не просто самостоятельно организовать компанию, но и продемонстрировать результат - представить свою продукцию на школьной новогодней ярмарке.
В прошлом году преуспели многие. Некоторые не только успешно продали на ярмарке сувениры собственного изготовления, но и заключили контракт на их поставку с одной из организаций республики.
А уже в 2024 году им предстоит новый экзамен - чемпионат бизнес-кейсов. Там эксперты-предприниматели предложат детям решить практические бизнес-задачи.
"У одних предпринимателей есть проблемы с поставщиками, а другие не могут понять, почему клиенты не раскупают продукцию их компаний, - рассказывает руководитель проекта "Школьный бизнес-старт" Елена Тихонова. - На прошлогоднем чемпионате один из известных предпринимателей, владелец швейного производства, попросил школьников разобрать, почему конкурент, имея аналогичные мощности и оборудование, успевает за такое же время выпустить больше продукции. И дети нашли решение проблемы, причем оно оказалось правильным. Дело было в длине стежка. Вот так учащиеся 7-го класса легко разрешили проблему бизнесмена. Дети ведь более открыты, мыслят совершенно по-другому. А мы подчас их сильно недооцениваем".
Заключительный этап, Финальный слет школьных бизнес-компаний, намечен на апрель 2024 года. В нем примут участие 40 команд, в составе которых будут соревноваться 120 учеников. Победителями станут 30 школьников из трех команд. Их ожидает суперприз - поездка в Москву с посещением технопарка "Сколково". Также они побывают на Киностудии имени Горького, где поучаствуют в создании своего рекламного видеоролика.
"Проект "Школьный бизнес-старт" помогает раскрыть в детях талант предпринимателя, - подчеркивает Елена Тихонова. - Дети, которых мы сегодня обучаем, могут начать свой бизнес уже сейчас или намного позже. Но в любом случае у них будут крепкие знания, которые обязательно пригодятся в жизни, и предпринимательские навыки, а ведь это навыки успешных людей. Если смотреть шире, то наша программа - это история о том, как создать опору для любого вида бизнеса и тем самым повысить качество кадрового резерва Татарстана".
В том, что подобные проекты, по сути, помогают детям построить в будущем карьеру, убеждена и директор казанского лицея №146 "Ресурс" Диляра Каримова. В 2019 году это учебное заведение с 28-летним опытом экспериментальной и инновационной работы стало призером IV Всероссийского конкурса "Успешная школа" и выиграло грант в размере полумиллиона рублей на реализацию проекта обучения раннему предпринимательству. Часть денег получили школьные команды в качестве стартового капитала на реализацию защищенного проекта.
"Мое профессиональное кредо - привносить идеи бизнеса в образовательную среду, - признается Диляра Каримова. - Наши ребята не просто учились предпринимательству, они строили пусть и небольшой, но все же реальный бизнес. Сейчас дети со школьной скамьи пытаются зарабатывать. И очень здорово, что их этому обучают".
Конечно, по окончании школы не все становятся бизнесменами. Но и таких немало. К примеру, один из выпускников лицея, с детства мечтавший о карьере артиста, сегодня занимается приготовлением кулинарных шедевров. В соцсети он представлен под ником "Артур-шеф". И бизнес его успешен.
Наталья Кондратова, первый заместитель министра экономики РТ:
"Проект "Школьный бизнес-старт" доказал свою востребованность. В прошлом учебном году мы обучили основам предпринимательства 12 тысяч детей. Многие из них создали свои проекты, получили выручку и поделились заработанными средствами на благотворительной ярмарке, проявив себя как настоящие бизнесмены. В этом году в программе участвуют более 11 тысяч школьников из разных уголков республики. Это говорит о том, что мы прямо сейчас растим новое поколение бизнес-лидеров".