Уроженец Барнаула пришел к этой книге необычным путем. После службы в армии и рабфака Алексей Синеев окончил в 1986 году энергетический факультет Алтайского политеха и работал в сфере производства электротехники, возглавлял небольшую компанию. Интерес же к истории виноделия пророс из увлечения коллекционированием. Многие в детстве собирали почтовые марки, игрушечных солдатиков, значки, переводные картинки и даже обертки от импортной жвачки. Мой же собеседник с четырнадцати лет увлекся коллекционированием винных этикеток. По словам Алексея Владимировича, по складу характера он педант и любит все раскладывать по полочкам.
Давайте сразу поясним: в первом томе речь идет в основном о винокурении, то есть дистилляции, а не о традиционном виноделии, связанном с виноградной лозой. Нет ли в названии книги противоречия?
Алексей Синеев: В конце позапрошлого века вино в России делали по нескольким технологиям. Первая - вино, произведенное традиционным методом брожения винограда, плодов, ягод и фруктов. Вторая - вино, полученное методом дистилляции продуктов брожения пищевого сырья (злаков, картофеля, свеклы, патоки). Официально оно называлось "горячее вино", "хлебное вино", "зеленое вино", или "полугар". Третья появилась после введения государством винной монополии в 1895 году, когда продукт производства представлял собой смесь ректификованного спирта крепостью сорок градусов с водой. Фактически это уже была водка. Правда, называлась она "казенное вино". Только в 1936 году в СССР узаконили окончательный развод вина и водки, приняв ГОСТ на выпуск водки. В конце же XIX века в общественном сознании был единый термин - "вино". Название книги - это еще и дань уважения исторической терминологии.
Знаете, что самое показательное в старых этикетках? По законодательству, на них со времен Екатерины II указывались название напитка, производитель и город или местечко, где вино изготавливалось. Этикетки при императрице еще не появились, зато имелись бирки. Вина были именными, что помогает в исторических изысканиях.
Кто из виноделов и виноторговцев вас поразил больше всего?
Алексей Синеев: Поразило все. До шестидесятых годов XIX века в России существовала система винных откупов. Очень богатые люди за большие деньги брали в откуп целые губернии - легко представить, как они зарабатывали на виноторговле. Делалось это настолько не по-христиански, что они долго потом отмаливали грехи, занимались благотворительностью. Один из самых известных откупщиков Василий Кокорев буквально засыпал деньгами церкви, приюты, школы.
В 1861 году в России отменили крепостное право, а в 1863-м винные откупы заменили на акцизы - система была похожа на современную. И все сословия получили возможность торговать вином, даже иноверцы. С разной долей успешности народ ринулся заниматься виноделием и винокурением, причем все - начиная от вчерашнего крепостного и заканчивая представителями царской семьи Романовых.
В конце XIX века практически каждый винодел (винокур) выделял серьезные суммы на благотворительность. Были такие, кто по сто тысяч рублей отдавал (корова стоила тогда три рубля). Каждый второй построил храм. Помимо религии, благотворительность виноделов распространялась на земскую медицину (при винном заводе строился лазарет, имелся свой фельдшер), начальное школьное образование и места призрения (содержание калек, "сирых и убогих").
Поначалу виноделие было очень доходным делом. Однако постепенно обрастало многочисленными запретами и ограничениями со стороны государства - рентабельность снижалась. С развитием капитализма пришло в упадок дворянское винокурение. Вытеснялось оно промышленным производством. Дворянское виноделие было очень затратным, зато самым качественным. Здесь рождались знаменитые водки, которые на самом деле были настойками на дистиллятах - около сотни наименований (Анисовая, настойка графа Разумовского, Ерофеич, Старка и многие другие). С расходами не считались. Хочу подчеркнуть, что мой двухтомник не про вино, а про историю и людскую память, про достойных и ныне порой забытых граждан России.
Сейчас, кстати, опять стало популярным частное дистилляторство. По сути мы возвращаемся к традициям российского винокурения. Люди почувствовали разницу между обычной водкой и дистиллятами, между натуральными виноградными винами и тем, что делается на основе дешевых виноматериалов.
Сколько этикеток в вашей коллекции?
Алексей Синеев: Если честно, не считал, а в двухтомнике их около тысячи. До сих пор продолжаю коллекционировать. Был период, когда я никак не мог найти ни одной старинной барнаульской водочной этикетки. Уже решил, что все безвозвратно пропало под слоем времени. И что вы думаете? На одном из американских аукционов я вдруг увидел желтую этикетку доппель-кюммель "Водочный завод Платонова и Судовской". Выставлял ее, скорее всего, кто-то из советских эмигрантов. Я тогда сделал скан этикетки, и она вошла в иллюстративный материал первого тома.
Вскоре еще одна этикетка всплыла в интернете, потом третья. А затем я побывал на Иткульском спиртзаводе и познакомился с директором Ольгой Клюкиной. Ольга Юрьевна показала мне заводской музей, где стоит старинный сундук, изнутри оклеенный водочными этикетками "Водочный завод Платонова и Судовской". Таких этикеток у коллекционеров нет.
Что из себя к 1917 году представляло винокурение на Алтае?
Алексей Синеев: Грустное зрелище. После введения винной монополии местные винокурни были задавлены, все денежные потоки переориентированы на государственную казну, а народ стал пить дешевую "казёнку" - сорокаградусную смесь спирта-ректификата с водой. Кто-то, конечно, делал настойки вроде того же доппель-кюммеля, но объемы их потребления были мизерными из-за более высокой цены.
Сейчас я изучаю материал о виноделии и винокурении в советский период. Когда после 1922 года большевики взялись за восстановление экономики, в этой отрасли картина была ужасная. Кто-то из винокуров эмигрировал, кого-то расстреляли, оборудование на заводах разгромлено и разграблено. Уцелевшие в мясорубке Гражданской войны мастера ценились на вес золота. У меня есть реклама Госспирта за 1923 год: "Покупайте водки Госспирта. Винокур - бывший винокур Петра Смирнова Ломакин", это свидетельствовало о высоком качестве напитков. Большевики, можно сказать, переступили тогда через собственные идеалы и принципы.
Справка "РГ"
Участие в Парижской всемирной выставке 1900 года стало триумфом для российского виноделия. На это Россия потратила 5,226 миллиона рублей, из них правительство ассигновало 2,226 миллиона. Для нашего отдела организаторы выделили самую большую экспозиционную площадь - 24 тысячи квадратных метров. За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград, из них 212 гран-при и 370 золотых медалей. ХХ век для отечественного виноделия начинался очень удачно.