Дмитрий Александрович, как известно, в Архангельске 500 километров дорог, многие - в ненадлежащем состоянии. Вместе с тем каждый год пошагово (вернее, "посветофорно") удается менять ситуацию к лучшему.
Дмитрий Морев: В этом году мы отремонтировали шесть участков общей протяженностью почти восемь километров. Среди них - улицы Орджоникидзе, Карла Маркса, Гагарина, проспект Советских Космонавтов, а также Маймаксанское шоссе. Общий объем финансирования по программе "Безопасные и качественные дороги" составил около 440 миллионов рублей.
Выделялись и дополнительные средства, за счет которых удалось привести в порядок улицу Свободы, проезд Сибиряковцев и Кузнечихинский промузел. Отремонтировали и Котласскую улицу, которая из грунта "переоделась" в асфальт.
Стоит упомянуть также глобальный дорожный проект - продление Московского проспекта, на который было потрачено 1,7 миллиарда рублей, а также реконструкцию улицы Ленина с объемом финансирования около 300 миллионов рублей. Пять дорог уже приняты.
Больше всего вопросов было по поводу ремонта улицы Гагарина...
Дмитрий Морев: Ее приемка завершается. Дело в том, что эту улицу мы ремонтировали комплексно вместе с инженерными сетями, но произошла задержка из-за теплогенерирующей компании, которая прокладывала свои трубы. Зато нам удалось заменить не только дорожную одежду, но и магистральные участки трубопровода и теплотрассы.
Дороги волнуют всех жителей Архангельска: какие на очереди?
Дмитрий Морев: Дорабатываем ПСД и готовимся к конкурсным процедурам. В нацпроект 2024 года войдет, к примеру, проспект Ломоносова на всем его протяжении от улицы Гагарина до Урицкого. Транспортная магистраль пересекает два центральных округа города - она изношена во многом и потому, что ресурсоснабжающие организации здесь часто проводили раскопки. Асфальт после них "возвращается" в виде заплат, а местами полностью отсутствует пешеходная инфраструктура. Поэтому наша задача - подойти комплексно: сделать и дорожное полотно, и тротуары, и прилегающие участки благоустроить. Пока мы к ним не можем приступить, потому что не отремонтированы сам проспект и тротуары вдоль него. Но очень хочется, чтобы здесь появились прогулочные зоны для горожан.
Будем ремонтировать и Цигломенскую улицу - она ведет к шести социальным домам, которые скоро будут вводиться в эксплуатацию. В список входят также улица Красных Партизан между Полярной и Кузнецова и набережная Северной Двины от улицы Гагарина до Вологодской. Если помните, там нет тротуара между рекой и дорогой (со стороны реки). Когда его проложим, сможем продолжить благоустройство - установку освещения, малых архитектурных форм. Еще отремонтируем участки дорог на улицах Шубина и Комсомольской, приведем в порядок и улицу Попова на всем ее протяжении. Конечно, придется вводить временные ограничения для транспорта, но мы спланируем работу так, чтобы они стали минимальными.
При этом одна улица будет построена заново - Карпогорская. Это связано с развитием территории - улица поможет нам выйти к новым участкам, на которых сейчас начинается большое строительство новых районов Архангельска. Ввести в строй Карпогорскую мы рассчитываем в начале 2025 года.
По нацпроекту впервые приводились в порядок и мосты. Как справились с задачей?
Дмитрий Морев: На ремонт моста через реку Соломбалку и путепровода в Северном округе было направлено по 150 миллионов рублей. Работы находятся в финальной стадии. Это стратегическая задача - в Северном округе сейчас живут более 26 тысяч человек, и мосты необходимы для регулярного сообщения с территориями в дельте Двины. Кроме того, их используют для перевалки арктических грузов в районе порта Экономия и на 25-м лесозаводе Архангельска.
Кстати, ремонты следующих переправ в Северном округе будут заложены в программу развития Архангельского транспортного узла, принятую не так давно в правительстве РФ. Кроме того, в этот же документ включено строительство двух новых мостов в Северном округе - в створе Кировской улицы рядом с понтонной переправой, а также рядом с Кузнечевским мостом - параллельно существующему. Сейчас программа разрабатывается, объем ее финансирования может составить десятки миллиардов рублей.
Какие барьеры приходится "брать", одевая город в асфальт?
Дмитрий Морев: Многие возникают на этапе создания проектно-сметной документации, а когда начинается реализация, всплывают недостатки, которые приходится устранять в ходе работы. Они, к примеру, могут быть связаны с организацией дорожного движения, с планом расстановки дорожных знаков, разметки. Надеемся, что в будущем подобных минусов будет меньше.
В этом году в городе появились новые скверы и даже пляж...
Дмитрий Морев: В рамках нацпроекта "Формирование комфортной городской среды" финансирование составило около 41 миллиона рублей. Дополнительно на благоустройство территорий мы получили более 150 миллионов рублей. Суммарно мы потратили почти 200 миллионов: на эти средства привели в порядок 15 общественных пространств, сегодня 13 уже завершены и приняты, а две - в стадии подготовки исполнительной документации. Последние "штрихи" осталось сделать в сквере у Нулевой версты в центре Архангельска и на пляжной территории у реки Кузнечихи в районе улицы Малиновского.
Новые места для променада появились только за счет бюджета?
Дмитрий Морев: Дополнительно к государственным проектам по благоустройству в Архангельске инвестировались и средства социально ответственного бизнеса. Подарок городу сделала компания "Аквилон", открывшая сквер между штабом армии и Ривер-парком. А компания "Титан" благоустроила территорию, прилегающую к зданию на пересечении Поморской улицы и Троицкого проспекта.
Обновлялся Архангельск и благодаря госорганизациям. Центр "Патриот", к примеру, открыл "Аллею Славы" и посвятил ее героям Великой Отечественной войны. Приведены в порядок территории у Архангельской филармонии, а также рядом с Дворцом детского и юношеского творчества. А в рамках нацпроекта "Образование" удалось благоустроить территории четырех школ, в которых в этом году был проведен капремонт.
А как будет меняться Архангельск дальше?
Дмитрий Морев: Совершенно точно будем заниматься благоустройством площади Профсоюзов - это для нас самый важный проект, сумма финансирования составляет почти 1,3 миллиарда рублей. Хотя рассчитан он до 2028 года, завершить мы планируем раньше, в 2025 году. Сейчас на площади ведутся работы по замене сетей водо- и теплоснабжения. В следующем году начнем устройство дорожной одежды и благоустройство всей территории.
Площадь Профсоюзов - как связующее звено, она поможет объединить в единое пространство разрозненные участки набережной Северной Двины, территорию Кафедрального собора, Дворца спорта.
Точно известно, что будем заниматься и благоустройством набережной реки Соломбалки, победившей в голосовании по нацпроекту "Формирование комфортной городской среды". Стоимость ее реконструкции оценивается ориентировочно в 80 миллионов рублей. Это технически сложный проект, который потребует в том числе и замены свай - работы будут проводиться поэтапно. Набережная будет очень похожа на одетую в дерево Буянову пристань, которую мы обустроили в прошлом году.
Кстати, на народное голосование по нацпроекту в следующем году будут выставлены более десяти новых территорий. Продолжим также благоустройство по губернаторскому проекту "Комфортное Поморье". В этом году он получил живейший отклик у северян, нам поступило очень много заявок - они переданы на региональный уровень для определения победителей.
Жители Архангельска нередко критикуют руководство города, причем часто открыто, в соцсетях - за плохие дороги, запущенные дворы. Мешает это работе или наоборот?
Дмитрий Морев: К критике я всегда отношусь неравнодушно - это важно. Если муниципальные служащие пропускают ее мимо ушей, им пора заканчивать работу во власти. Критика нужна для того, чтобы делать выводы и продолжать работать.
Кстати, все сообщения, которые приходят мне от жителей города, я читаю лично - всегда нахожу для этого время. То, что люди хотят улучшить Архангельск, сделать его более комфортным, высказывают свои тревоги, делают замечания власти по поводу благоустройства, - это нормально. Берем на заметку и идем дальше.
В Архангельске утроили количество саженцев
В этом году в городе высадили 6,3 тысячи деревьев и кустарников - это в три раза больше, чем в 2022-м. Глава Архангельска Дмитрий Морев сообщил, что на смену аварийным полувековым тополям пришли клены, березы, рябины, дубы, яблони, хвойные. Впервые в этом году стали массово высаживать липы, отлично выживающие в Арктике и подчеркивающие северную архитектуру. В посадках охотно принимают участие горожане.