29.11.2023 11:08
Поделиться

Николай Цискаридзе: В мире существуют всего две гениальные постановки "Щелкунчика"

Театр балета имени Леонида Якобсона готовит в Петербурге премьеру балета "Щелкунчик" в хореографической редакции самого известного балетного Принца Николая Цискаридзе. Премьера состоится на основной сцене БДТ 3,4 и 5 декабря. Почему ректору Академии русского балета не надоедает спектакль, который он танцевал на сцене Большого театра ровно 101 раз? Об этом он рассказал корреспонденту "РГ".
Пресс-служба Театра балета имеени Леонида Якобсона

Николай Максимович, как появилась идея восстановить постановку Василия Вайнонена в Театре Леонида Якобсона?

Николай Цискаридзе: Изначально художественный руководитель Театра балета имени Леонида Якобсона Андриан Гуриевич Фадеев предложил мне поставить свою версию спектакля. Но я категорически отказался, поскольку искренне считаю, что в мире существуют всего две гениальные хореографии - Василия Вайнонена и Юрия Григоровича, а все тысячи вариаций, которые идут сейчас в мире - лишь парафраз этих двух великолепных спектаклей.

Постановка Вайнонена 1934 года основывается на самой первой версии этого спектакля, поставленной Львом Ивановым в 1892 году в Петербурге. И есть много свидетельств, что Вайнонен довольно многое взял из него. Его спектакль учитывает все традиции как русского балетного, так и русского драматического театра. Поэтому с моей точки зрения, это одна из самых прекрасных постановок - прежде всего для детей, для того, чтобы они полюбили балет.

Что в ней будет от классической версии 1934 года, а что "от Цискаридзе"?

Николай Цискаридзе: Очень легко сделать 5-6 новых движений и присвоить авторство, но я не хочу этого. В моей жизни есть моменты, когда созданная мною хореография живет на сцене под авторством разных хореографов, вплоть до Петипа, Сен Леона и Горского. Но в данной ситуации все уже очень хорошо придумано и прекрасно срежиссировано. Поэтому моя задача - как человека, который любит балет - сделать этот спектакль интересным и детям, и взрослым.

Насколько опыт исполнителя главной роли в "Щелкунчике" полезен вам на позиции постановщика?

Николай Цискаридзе: Разумеется, когда ты много лет сначала танцуешь одну версию спектакля и при этом общаешься с постановщиком, а затем много лет ставишь вторую версию, приобретаешь колоссальное знание спектакля в целом. Напомню, что моя редакция спектакля Вайнонена уже много лет идет в детском музыкальном театре Натальи Сац, а, с момента моего прихода на работу в Академию Русского балета имени Вагановой мы ежегодно ставим "Щелкунчик" Василия Вайнонена - каждый раз с новым составом детей.

Многие артисты театра балета имени Якобсона уже давно танцуют этот спектакль. И в этом случае моя главная задача была попросить их вспомнить о классическом наследии и относиться к нему внимательнее.

Как вы отбирали исполнителей главных партий?

Николай Цискаридзе: Большая часть труппы - это выпускники, которые окончили Академию уже в период моего ректорства, так что я хорошо знаю и их, и их возможности. Те же, кто видел меня впервые, как мне кажется, отнеслись ко мне достаточно благосклонно, уважительно и внимательно. Мы стремимся к одной цели, поэтому никаких разногласий быть не может.

В середине декабря Академия русского балета имени Вагановой представит в Государственном Кремлевском дворце своего "Щелкунчика" - чем он отличается от вашей постановки в Театре Якобсона (это ведь тоже версия Вайнонена)?

Николай Цискаридзе: По хореографии отличий не будет. Только в сценическом оформлении.

Планируете ли вы задействовать в новой версии студентов Академии?

Николай Цискаридзе: В спектакле Театра балета имени Леонида Якобсона студенты Академии исполняют роли детей и игрушек в первом акте - это теперь будет входить в обязательную для студентов сценическую практику, наравне со спектаклями на сцене Мариинского театра.

Художник-постановщик Петр Окунев уже рассказал, что над оформлением спектакля работает вместе с видеохудожником Вадимом Дуленко, который "с помощью медиатехнологий добавит к декорациям немного волшебства". Насколько уместно, на ваш взгляд, смешение современных технологий и классического театра, особенно балета?

Николай Цискаридзе: Медиатехнологии мы уже используем в спектакле Академии, который, начиная с прошлого года, привозим в Москву. Разумеется, классические декорации Симона Вирсаладзе гениальны, и ничто их не может заменить. Но мы живем во все убыстряющемся в своих изменениях мире, и необходимо учитывать эту динамику.

Десять лет назад, возглавив Академию имени Вагановой, в интервью "РГ" вы говорили о том, что необходимо решить множество хозяйственных вопросов. Какие цели вы ставите перед собой и Академией на следующее десятилетие?

Николай Цискаридзе: Одной из самых главных целей является исполнение поручения президента РФ. Мы должны построить для Академии спортивно-оздоровительный комплекс. К сожалению, в связи со многими событиями реализация этого проекта крайне затруднена, но мы не сдаемся и идем вперед.