Новые регионы стремительно интегрируются в российскую систему координат, и специалисты-медики вносят свою лепту в этот процесс. Так, сурдологическая служба медицинского центра "МастерСлух" и благотворительного фонда "Слышать жизнь" еще год назад взяла под свой патронаж коррекционную школу для слабослышащих в Луганске.
- Дети, живущие на новых территориях, сейчас очень нуждаются во внимании и поддержке, а дети с особенностями здоровья - вдвойне, - говорит директор сети центров, основатель БФ "Слышать жизнь" Дмитрий Бочкарев. - А поскольку сурдологическая служба в новых регионах только формируется, а у нашей компании есть опыт комплексного медико-педагогического сопровождения людей с нарушениями слуха, то, конечно же, мы хотим поддержать наших коллег и маленьких пациентов.
В марте прошлого года дончане поехали в Луганскую коррекционную школу для слабослышащих, единственное специализированное учреждение в республике, где учатся 72 воспитанника. Познакомились с преподавателями школы, узнали, какие у них потребности, запросы, чем можно реально помочь. Совместно выявили детей, которые больше других нуждаются в новых слуховых аппаратах.
- Случается, что слуховые аппараты не оправдывают ожиданий в улучшении восприятия речи, - рассказывает сурдопедагог Наталья Черная, член команды проекта "Наши дети. Луганск". - Это может быть связано как с индивидуальными особенностями ребенка, так и с характеристиками устройства, которые не коррелируют с потребностями пациента. Общая идея проекта в том, чтобы максимально эффективно компенсировать каждому слабослышащему ребенку нарушение слуха.
Все это получилось благодаря проекту "Наши дети. Луганск" благотворительного фонда "Слышать жизнь", который стал победителем программы "Вклад в твое будущее" фонда "ВТБ-страна". Грантовые средства направили на реализацию проекта, который включал аудиологическое и сурдопедагогическое обследование всех учеников коррекционной школы в Луганске, обеспечение пятерых детей новыми высокотехнологичными слуховыми аппаратами последнего поколения. А для педагогов подготовили и провели программу обучения.
В конце октября специалисты двумя бригадами выехали в Луганск и в течение недели провели сурдопедагогическое обследование детей. В рамках программы проведено и обучение педагогов школы. Врач-сурдолог Елена Анохина рассказала о новых методах диагностики и реабилитации.
И вот спустя примерно месяц пять учеников Луганской коррекционной школы-интерната собрались в поездку в Ростов-на-Дону, чтобы получить новые слуховые аппараты, которые им подберут после выполнения всех необходимых для этого процедур.
Поездка из Луганска в Ростов заняла много времени, но это того стоило... Большую помощь, отмечает Дмитрий Бочкарев, оказали волонтеры Народного фронта. Они помогли собрать детей и родителей, живущих в разных населенных пунктах, обеспечили транспорт и полностью организовали весь процесс.
С каждым ребенком занимались одновременно три специалиста: врач-сурдолог, сурдопедагог и сурдоакустик. Слуховые аппараты подбирали, настраивали, тестировали, чтобы они оптимально подходили ребенку. Это была длительная и кропотливая работа. Чтобы ожидающие своей очереди дети не скучали, а могли поиграть и подвигаться, в гости к ребятам пришли Змей Горыныч и Добрыня, которые предложили ребятам много интересных занятий. Положительные эмоции и настрой, говорят специалисты, - это прекрасный стимул, чтобы захотеть слышать, разговаривать и общаться с миром.
- Мы часто видим во многих регионах России, как слабослышащие дети в коррекционных школах носят свои слуховые аппараты в кармане или, того больше, оставляют на полочке дома, - говорит Наталья Черная. - На самом деле это очень печальная картина, которая на корню уничтожает все усилия к тому, чтобы ребенок с нарушениями слуха развивался, учился и, главное, мог пользоваться компенсированным слухом. Для стимуляции мозга, той его части, которая отвечает у человека за слух и речь, необходимо, чтобы устройство находилось в режиме активного ношения не менее восьми часов в день! Слухоречевая реабилитация бесполезна без физического слуха.
Цель наших программ - улучшить качество детского слухопротезирования, сделать так, чтобы дети в своих аппаратах хорошо слышали. Слышали каждый день и в любой обстановке: в школе, на переменке, дома, на игровой площадке. И на основе этого восстановленного слуха уже выстраивать реабилитацию.
Итог напряженной работы и специалистов, и самих детей, и их родителей - ребята поехали домой с индивидуально настроенными мощными слуховыми аппаратами, которые помогут им в адаптации в социальной среде.