Автоматизация бизнес-процессов сокращает расходы и увеличивает прибыль
RPA - это компьютерная программа, выполняющая вместо человека различные простые операции. С ее помощью, к примеру, можно автоматизировать сбор данных, заполнить какую-то форму, обработать заявку на получение справки или кредита. Также можно анализировать данные, создавать отчеты, выставлять счета и многое другое.
Плюс RPA-систем в том, что они делают свою работу быстро и точно. Их можно сравнить с роботами-манипуляторами на заводе, выполняющими простые операции, рассказал "РГ" директор Центра управления проектными разработками Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ Илья Семичаснов. По его словам, программный робот, как и механический, не будет думать вместо человека, но зато сделает все, что ему поручено.
"Часто запрашиваемые задачи, которые поручают программному роботу, - перенос данных между различными системами и сверка документов. Там, где человеку приходится использовать два экрана и полагаться на собственные глаза, робот сделает все быстрее проверкой по заданным условиям", - сказал эксперт.
"Пример RPA - операторы горячей линии, - рассказал "РГ" декан факультета компьютерных технологий и информатики СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Иван Холод. - Когда вы звоните, например, в банк, вам отвечает приятным голосом робот, пытаясь решить типовые вопросы. Только в случае, если ваш вопрос требует специалиста, робот переводит звонок на оператора. Таким образом, полностью роботизируется первая линия поддержки. По статистике, это 70 процентов вопросов, которые задают клиенты".
Сокращение расходов
Роботизация процессов, таких как бухгалтерский и налоговый учет, кадровое делопроизводство, закупки, может значительно повысить эффективность бизнеса, рассказал "РГ" председатель кластера "РАЭК / RPA" Сергей Вотяков. "Например, в области бухгалтерского учета, роботизация может автоматизировать процессы сбора, обработки и анализа финансовых данных, что сокращает время выполнения этих задач и уменьшает вероятность ошибок, - сказал он. - Еще один пример - внедрение системы RPA для автоматизации процессов закупок в компании. Система может автоматически отслеживать запасы, генерировать заказы на поставку, проводить сравнительный анализ цен и условий поставки у различных поставщиков. Это приводит к уменьшению времени на закупки и снижению затрат на складские запасы".
Бизнесу такая скорость и точность приносит дополнительную прибыль. "RPA для компаний - это прежде всего повышение экономической эффективности за счет отказа от рутинной работы. Как правило, первичные вложения в роботизацию процессов очень быстро окупаются, а высвободившийся персонал переводится на выполнение более важных задач", - отметил Иван Холод.
Помимо коммерческих плюсов применения RPA есть и психологические, отметил Илья Семичаснов. "Человек, имеющий высокую квалификацию, может заниматься разносторонними задачами, и ему будет хватать на все времени. Не надо будет тратить его на рутинные операции. А ведь квалифицированных сотрудников сейчас дефицит - их нужно беречь и поддерживать. И когда работодатель помогает им за счет роботизации каких-то процессов, люди работают эффективнее", - пояснил специалист.
По данным российских и зарубежных аналитических компаний, с помощью технологий RPA можно сократить 80 процентов трудоемких задач, что позволяет уменьшить расходы на 30 процентов. Другой плюс - отсутствие ошибок из-за человеческого фактора, что также дает возможность сэкономить на ненужных тратах. Неудивительно, что 70 процентов российских компаний окупили затраты на RPA менее чем за год.
Автоматизация - один из ключевых элементов эффективности, но нужно понимать, что это довольно сложный процесс, требующий квалифицированных специалистов для его разработки и внедрения, отметил ИТ-эксперт Дмитрий Бевза. И главное преимущество RPA - демократизация этого процесса. "RPA разрабатывает список действий для себя, "наблюдая" за тем, как человек выполняет эту задачу, а затем выполняет процесс, повторяя те же задачи непосредственно в графическом интерфейсе. Это снижает барьер для автоматизации, особенно если для внедрения RPA в бизнес-процесс используется low-code или no-code подход (методы создания цифрового продукта, требующие минимального использования программирования. - Прим. ред.)".
От банков до ретейла
Программные роботы применяются в России во многих отраслях, в лидерах такие сферы, как финансы, промышленность, ретейл и транспорт, рассказал Сергей Вотяков. "Роботизация очень популярна в ОЦО (общие центры обслуживания) из-за огромного количества рутины в бухгалтерских, кадровых и юридических процессах, - отметил он. - В банковском секторе роботизированные сервисы автоматизируют процессы открытия и закрытия счетов, обработки кредитных заявок, мониторинга финансовых транзакций для обнаружения мошенничества".
Востребованность RPA-решений подтверждает стабильный рост их продаж.
По оценке исследовательской компании Gartner, мировой рынок ПО для роботизации процессов последние годы растет двузначными темпами. В 2023-м он может прибавить еще 17,5 процента и достичь 3,35 миллиарда долларов.
Что касается российского рынка RPA-систем, по оценке ИТ-компании "ИБА", его объем по итогам 2021 года достиг 16 миллиардов рублей. И хотя в 2022-м наш рынок покинули крупнейшие зарубежные вендоры, это не должно помешать его росту в дальнейшем. По прогнозу "ИБА", озвученному в августе прошлого года, уже к 2024-му 90 процентов компаний в России роботизируются отечественным софтом.
"После ухода западных вендоров на российских разработчиков обрушился шквал заявок на пилотирование, доработку функционала и миграцию на отечественные системы. Сейчас рынок успокоился, российские разработчики с честью справились со сложными вызовами и теперь выходят на рынок дружественных стран с великолепными продуктами", - рассказал Сергей Вотяков.
По его словам, отечественная отрасль RPA растет примерно вдвое каждый год, что полностью соответствует мировым трендам.
Спрос на RPA со стороны бизнеса сегодня большой, поскольку все хотят автоматизировать решение различных задач, подтверждает Илья Семичаснов. Предложение на рынке также растет за счет крупных российских компаний, не специализирующихся на ИТ. "Сначала они решали задачи роботизации для себя, но, когда RPA стал коммерческим продуктом, компании стали предлагать свои сервисы рынку", - рассказал эксперт.
Проверенный алгоритм
Один из таких примеров - платформа SaluteRPA для роботизации бизнес-процессов от Сбера. Она уже прошла "проверку боем", в ходе эксплуатации в системе банка и вполне может применяться в других сферах.
Платформа автоматизирует бухгалтерский и налоговый учет, кадровое делопроизводство, аналитику и сверку данных, документооборот и закупки. Разработчики уверяют, что чем больше бизнес-процессов старается роботизировать компания, тем больше и выгода от использования платформы. Кстати, она входит в реестр отечественного ПО, а значит, ее можно применять в госсекторе.
Уже роботизировано 400 этапов бизнес-процессов, рассказал о возможностях платформы старший вице-президент, CTO, руководитель блока "Технологии" Сбербанка Андрей Белевцев. По его словам, накопленная экспертиза позволила компании создать собственный RPA-продукт, который отвечает потребностям крупного бизнеса, госсектора и других сфер деятельности.
Если говорить о технических возможностях, то новая разработка позволяет использовать уже упомянутые low-code инструменты и легко интегрируется с другими ИТ-решениями. При этом алгоритмы с иностранных RPA-платформ на нее можно перенести всего за день.
Глаз - алмаз
В дополнение ко всему недавно платформа научилась распознавать текст кадровых, бухгалтерских и платежных документов. Она конвертирует изображения в машиночитаемый текст, ищет строки и абзацы, обнаруживает и разбирает таблицы.
Вообще взаимодействие RPA-решений с системами распознавания документов, а также в связке с языковыми GPT-моделями дает особый эффект и имеет большие перспективы и фронт работ.
"Процесс цифровизации компаний и организаций начался давно, но объем накопленных бумажных документов настолько велик, что их оцифровка и близко не закончена, - отметил Дмитрий Бевза. - Раньше этот процесс был невероятно длителен и очень дорог, так как требовал огромного количества человеко-часов. С появлением продвинутых ОСR-систем (Optical character recognition - оптическое распознавание символов. - Прим. ред.), особенно тех, которые могут понимать рукописный текст, этот процесс ускорился. А когда к ним добавились RPA-инструменты вместе с системами контекстного анализа на основе искусственного интеллекта, ситуация еще улучшилась".
По словам эксперта, такие системы могут не просто прочесть бумажный документ, например, накладную или справку, но и корректно их разместить, а также проиндексировать в базе данных. В этом случае процесс оцифровки ускоряется в сотни раз.
Что касается SaluteRPA, платформа предлагает уже готовые сервисы, специализированные на распознавании типовых документов. Это может быть не только печатный текст, но и рукописный. А еще помимо русского языка платформа умеет "читать" на английском. Также у нее есть возможность обрабатывать разнонаправленный текст, выявлять строки, текстовые блоки, подписи, печати, штрихкоды и обрабатывать сложные таблицы. В общем, делать практически то же самое, что и человеческий глаз.
Так что способности роботизированных сервисов растут, что открывает для RPA новые возможности и сферы применения. А учитывая, что решение практически любых задач могут обеспечить отечественные системы, у российских компаний не должно быть проблем с автоматизацией своих бизнес-процессов.