- Когда вы начали писать и как к вам пришло понимание, что готовы представить свои произведения на суд читателей?
Я начала писать лет в одиннадцать или двенадцать, с тех пор это увлечение со мной. Читатели появлялись постепенно. Сначала это было несколько одноклассниц, потом читатели одного не самого посещаемого сайта в интернете, где я публиковала первые фанфики. Я как-то не особо задумывалась в то время о читательском суде, мне просто хотелось делиться своими мыслями. И они находили отклик. Это вселяло уверенность и помогало не бояться выходить на все более и более широкую аудиторию.
- Как решились опубликовать свой первый роман самостоятельно и почему?
В какой-то момент в мире фанфикшена стало тесно, и мы с соавтором одним прекрасным вечером решили, что пора создать собственный мир, своих героев. Это, кстати, произошло почти 10 лет назад, в конце ноября 2013 года. А 30 марта 2014-го первый роман серии "Нормальное аномальное" уже появился в книжном сервисе. Мы были не готовы ждать, когда нам ответят из традиционных издательств, поэтому нашли самый быстрый и короткий путь к потенциальным читателям - произведение в цифровом формате. Я бы сказала, что мы на это не решались. Мы просто взяли и сделали. Сомнений не было. Страха тоже.
- Каким вам видится портрет вашего читателя?
Единого портрета нет, мои книги читают и слушают мужчины и женщины от 13 до 80 лет - это тот диапазон, который мне известен. У всех разное образование, профессии, хобби, интересы, семейное положение. Я работаю в нескольких жанрах, сочетаю их, меняя пропорции, поэтому практически любой человек может найти в моих романах что-то интересное для себя.
- Предпринимали ли вы какие-либо шаги, чтобы расширить свою аудиторию?
Конечно. Сначала мы просто искали хоть какую-то аудиторию. Когда попадаешь из песочницы фанфикшена во взрослый мир оригинальных произведений, понимаешь, насколько сложно быть замеченным. Поэтому мы искали варианты: сделали группу в ВК, сделали сайт, проводили какие-то розыгрыши, размещали рекламу, экспериментировали с площадками. Найти читателей оказалось гораздо сложнее, чем написать и разместить роман.
- Читают ли ваши книги за рубежом? Если да, то в каких странах и с чем вы связываете их интерес?
Мои произведения не переводились на иностранные языки и не выходили за границей, но русскоязычные читатели и слушатели в других странах, конечно же, есть, ведь цифровыми книгами можно наслаждаться где угодно. Но полагаю, что интерес заграничной аудитории ничем не отличается от запросов российской. Найти своего неповторимого читателя и слушателя в мире цифровых книг достаточно сложно, мне и другим авторам в этом здорово помогают инструменты продвижения, которые доступны в "Литрес Самиздат".
- Имеет ли влияние аудитория на ваше творчество? Может ли вас остановить от каких-либо экспериментов потенциальное неприятие их вашими читателями?
Когда у тебя есть аудитория, ты, конечно, так или иначе думаешь о ней и ее ожиданиях, но в творческом плане меня это не ограничивает. Скорее, направляет: у меня всегда много задумок и идей, и физически невозможно воплотить все, поэтому обычно я отдаю предпочтение тому, что будет интересно в том числе и моей аудитории, а не только мне.
Но когда я решила попробовать себя в жанре романтического фэнтези, имея некоторую аудиторию в жанре мистического детектива, приняла решение взять псевдоним.
- Почему выбрали псевдоним Лена Летняя?
Был неудачный опыт публикации романа в этом жанре под собственным именем. И мне было непонятно, что стало причиной: действительно плохой роман или плохие первые отзывы тех, кто ждал продолжения уже начатой серии в жанре мистического детектива. Поэтому для второй попытки я решила начать с чистого листа, так сказать. Псевдоним был выбран практически случайным образом: публиковаться я начала летом, такого рода псевдонимы были популярны на той площадке, и мне нравилось, как это звучит.
- Что подтолкнуло вас к этому жанру?
Сложно сказать. Не скажу, что сам жанр меня увлекает как читателя. Но одно время я была очень увлечена миром Гарри Поттера, написала немало фанфиков по нему. Вот из них, пожалуй, и вырос мой ромфант.
- Не обидно, что его считают исключительно женским жанром?
Во-первых, почему это должно быть обидно? Во-вторых, мои фэнтези-романы читают и мужчины.
- Сейчас практически любой может оставить отзыв о книге. Как реагируете на комментарии? Сложно ли вам воспринимать критику? Как реагируете на хейт, если он есть?
Было время, когда очень расстраивалась из-за негатива, сейчас отношусь довольно равнодушно. Критику воспринимаю только от профессиональных редакторов, во всех остальных случаях это частное мнение, с которым я чаще всего не согласна. На хейт я принципиально не реагирую, наверное, поэтому его практически нет. Если троллей не кормить, ты им неинтересен.
- Общаетесь ли вы со своими читателями через соцсети или в комментариях?
У меня есть группы в ВК, там мы обычно и общаемся. Я публикую свои планы, новости, анонсы. Все желающие комментируют, задают вопросы, делятся своим мнением.
- В вашем творчестве интересно переплетены жанры хоррора, мистики, детектива и романтического фэнтези. Интересно ли было бы вам построить произведение с бОльшими элементами хоррора и мистики?
- Я все время меняю пропорции жанров в своих историях. У меня есть реалистичные истории, в которых мистика - только антураж и ложный след, а есть те, где происходящее настолько далеко от реальности, что довольно долго вообще ничего непонятно. Есть очень страшные истории, есть кровавые, а есть скорее загадочные, чем ужасные. И я сама никогда не знаю, какая придет в голову следующей, куда меня качнет в "настройках" по шкалам "хоррор" и "мистика". Точно могу сказать, что мне не интересен чистый хоррор. А если брать шкалу с мистикой, то с профессиональной точки зрения мне было бы интереснее написать историю совсем без мистики, может быть, даже без намеков на нее, потому что такого я еще не делала.
- Думали ли вы о развитии вашего творчества в смежные отрасли: кино, игры, арт?
- У меня было когда-то желание попробовать себя в профессии сценариста, но оно быстро прошло. А так я, как и многие коллеги, конечно, хотела бы увидеть воплощение своих историй на большом экране. И искренне верю, что рано или поздно так и будет.
- Если бы был шанс экранизировать ваш роман, какой бы вы порекомендовали и почему?
- Если один роман, то "Невеста Смерти". Там красивый готический антураж. Это фэнтези, но не очень затратное по спецэффектам, локациям и декорациям. В сюжете фигурируют семейные тайны, интриги, детективная линия, красивая любовная история, развитие героев. Там очень много эмоций, событий и мыслей. Это один из лучших моих романов и один из самых популярных. В нем соединились все мои жанры-фавориты - и фэнтези, и мистика, и детектив, и романтика, и даже хоррор. И там есть два продолжения на случай громкого успеха экранизации.
- В ваших романах есть свой "сеттинг". Не думали ли вы предложить гейм-студиям взять его за основу для будущих игр?
- Честно говоря, я бесконечно далека от мира игр, поэтому нет, это никогда не приходило мне в голову. Но учитывая интерес людей к видеоиграм, почему бы и нет. Уверена, когда твое творчество вдохновляет других людей на создание чего-то другого, это - новый этап в жизни каждого писателя.
- Расскажите о ваших планах на ближайший год.
- В ближайший год я планирую работать над серией романов "Городские легенды 2: Медвежье озеро", которую опубликую в "Литрес Самиздат". Это продолжение серии "Городские легенды" о мистических событиях в вымышленном подмосковном городе Шелково. События происходят спустя четыре года и в центре оказываются как главные герои первой части, так и новые персонажи. Как и раньше, им предстоит и расследовать реальные преступления, и разбираться в сверхъестественных событиях. А главное - вовремя понять, кто за всем этим стоит. Сейчас я работаю над вторым романом в серии, а впереди еще три или четыре - ближе к концу будет понятно.
Где-то между этими историями планирую написать еще один роман из фэнтези-цикла "Академии Содружества". Как и в "Невесте Смерти", в этих романах соединились жанры романтического фэнтези, мистики и хоррора, детективные линии тоже присутствуют.
***
Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте © IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.