Дело в том, что от планового развития транспортной сферы в советское время и ее стопроцентной субсидированности мы перешли к рыночной экономике. Адаптироваться к новым условиям оказалось очень сложно. Сегодня мы видим целый комплекс проблем, которые назревали годами.
Одна из главных - острая нехватка кадров. Недостаточно заниматься обновлением подвижного состава, на нем должен кто-то работать. Почему же люди не идут в профессию? Тому есть целый ряд причин. Первая - несоизмеримость заработной платы. Раньше, скажем, водитель на грузовом автомобиле получал 70 рублей, а на пассажирском автобусе - 300. Сейчас, наоборот, на грузовом в разы больше, чем на общественном транспорте! Вторая - отсутствие нормальных условий труда. Это и плохие дороги, и нехватка необходимой инфраструктуры. Простите, но на конечной остановке человеку даже в туалет некуда сходить.
Третья - так называемый потребительский экстремизм. Вспомните, в час пик раньше всегда оторванные пуговицы были, а сейчас если нет комфортного места в автобусе, пассажиры уже нервничают. Их раздражают встряска из-за ямы на пути, резкое торможение. Но никто не задумывается о том, что плотность автомобильного потока стала выше, ездить теперь сложнее. Посмотрите на улицы наших городов: вдоль всегда брошены авто, общественный транспорт вынужден лавировать между ними. Попасть на остановку тоже получается не всегда - там стоят машины. Культура автомобилистов вызывает вопросы. ГИБДД должна усилить работу, не позволять, чтобы дороги были запаркованы. Считаю, что Госавтоинспекция сложила с себя контролирующие функции, поэтому автолюбители чувствуют безнаказанность.
Все это делает работу водителей сложной и нервной. Со своей стороны мы готовим предложение вернуть водителям общественного транспорта право досрочного выхода на пенсию. Теоретически у них оно есть и сейчас, но при этом надо пройти аттестацию рабочего места, чтобы подтвердить непростые условия труда. Эти бюрократические процедуры необходимо упразднить.
Еще одна проблема, мешающая нормальному развитию транспортной отрасли, - неправильный подход к планированию маршрутной сети. Власти не ставят транспортников в известность о перспективах строительства новых жилмассивов, спохватываются, когда уже сдают жилье. Оказывается, срочно нужно организовать рейс, чтобы перевозить людей. А кто согласится "раскатывать" маршрут, приучать к нему пассажиров? Это изначально убыточно. Надеемся, что поручения президента будут реализованы и при формировании градостроительного плана такие вопросы станут обсуждать с транспортниками. Тогда мы избежим недовольства пассажиров и убытков перевозчиков.
Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, - нерациональное использование инструментов поддержки транспортников. Надо субсидировать не отдельно взятое предприятие, а конкретные маршруты, которые заходят в районы с низкой плотностью населения. Да, там мало пассажиров, но и им тоже нужны автобусы. Компенсировать убытки необходимо, независимо от того, кто работает на этом направлении. И оказывать такую поддержку должен организатор перевозок.
Очередной больной вопрос - формирование расписания движения. Каждый перевозчик составляет его сам, нет единого подхода. Потому и получается, что на одной остановке одномоментно скапливается по четыре автобуса, и они не могут туда поместиться, высаживают людей с нарушениями. В данном случае необходима именно организация перевозок, а не только контроль.
Недовольны пассажиры и стоимостью проезда. Но здесь важно понимать, что перевозчики вынуждены устанавливать цены, учитывая различные факторы. Никто не отменял инфляцию, плюс нужно обновлять подвижной состав - эти затраты тоже придется компенсировать. Поэтому мы обратились с просьбой предоставить возможность участвовать в льготном лизинге под 6,5 процента сроком до семи лет перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам. Это позволило бы существенно снизить затраты, не допуская резкого повышения стоимости проезда.
В завершение хотелось бы отметить, что все предложения комитета по автомобильным перевозкам направлены в правительство Хабаровского края и Правительство Российской Федерации. Надеемся, что нас услышат и это даст положительный результат для всех заинтересованных сторон.