Эксперты: Компаниям выгоднее сотрудничать с фрилансерами на аутсорсе, чем нанимать их в штат

Спрос на фрилансеров вырос почти в два раза за год, сообщили "Российской газете" в рекрутинговых сервисах. В основном внештатные сотрудники востребованы в малом и среднем бизнесе, где привлекать даже высокооплачиваемого специалиста за пределами штата выгоднее, чем нанимать работника на постоянной основе. На волне спроса зарплаты таких специалистов взлетели. По наиболее востребованным во фрилансе направлениям рост составил в среднем 30%.
iStock

В основном малый и средний бизнес готов нанимать на условиях фриланса сотрудников на работу с сайтами и социальными сетями, интернет-маркетологов и специалистов по созданию и продвижению контента, сообщают в "Авито Услуги".

В результате, по данным сервиса Solar Staff, количество фрилансеров за последние три года увеличилось на 5 млн человек и достигло 19 млн человек. В 2020 году таких работников на рынке насчитывалось 14 млн человек. По результатам глобального исследования компании PwC, Россия вышла на второе место в мире по темпам роста фриланса.

При этом среди фрилансеров высока доля совместителей, то есть сотрудников, которые имеют постоянную работу. Она доходит до 40%. Но каждый третий совместитель задумывается об увольнении, для того чтобы сделать фриланс основной работой, выяснили в "Консоль.ПРО" и hh.ru.

Работа с фрилансерами дает работодателям большую экономию, считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Вместо 13% подоходного налога с профессионального дохода отчисляется только 4% или 6%. А страховые взносы не платятся вовсе, напоминает Сафонов. А за счет высокой доли совместителей больничные, пенсии и другие социальные гарантии у многих фрилансеров формируются за счет основной работы. Кроме того, совместительство способствует тому, что фрилансер закрывает вакансии сразу в двух компаниях, что при нынешнем дефиците кадров востребовано организациями.

Наибольший спрос на этих специалистов с возможностью трудоустройства их вне штата компании - во Владивостоке и Хабаровске, где за год число вакансий для них увеличилось на 164% и 115% соответственно. Также больше 100% прирост составил в Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

Если оценивать направления, то больше всего вырос спрос на специалистов по созданию и продвижению контента. С мая по октябрь 2023 года спрос на них увеличился на 81%. Речь идет о таких специалистах, как видеомонтажеры, дизайнеры, иллюстраторы, копирайтеры, маркетологи и SMMщики.

"Многим предпринимателям может быть выгоднее привлечь специалиста на аутсорсе вместо найма в штат, если услуги таких специалистов нужны проектно, под отдельные задачи", - говорит руководитель категории "Деловые и хозяйственные услуги" на "Авито Услуги" Александр Семочкин.

Наибольшую долю фрилансеров, особенно востребованных профессий по работе с интернет-сайтами и социальными сетями, составляют молодые люди. И работа с ними как с исполнителями услуг, а не как с штатными сотрудниками избавляет работодателей от необходимости сразу трудоустраивать их в штат без испытательного срока, говорит Сафонов. И в целом при сотрудничестве с внештатниками работодатель чувствует себя защищеннее. Такое взаимодействие грозит ему меньшими санкциями при нарушении договоренностей. При невыплате зарплаты сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию, а у фрилансеров такой защиты нет. Их отношения не являются трудовыми. Суд же не всегда встает на сторону фрилансеров при отсутствии оплаты выполненной работы из-за отсутствия подтверждающих документов. "Оформляется сотрудничество с фрилансерами в лучшем случае договором ГПХ, а во многих случаях договоренности существуют только на словах", - отмечает Сафонов.

Компаниям выгоднее сотрудничать с фрилансерами на аутсорсе, чем нанимать их в штат

Спрос на фрилансеров продолжает расти, несмотря на то, что их услуги становятся все дороже. Самыми дорогостоящими специалистами являются интернет-маркетологи, среднемесячный доход которых увеличился на 29% с начала года и составил 127 тыс. руб., посчитали в онлайн-школе маркетинга MAED. Доходы маркетологов-аналитиков выросли еще больше - на 53%, до 97 тыс. руб. Зарплаты ивент-маркетологов прибавили 31%, до 81 тыс. руб. На треть вырос доход SMM-специалистов, до 79 тыс. руб. Посчитать доходы фрилансеров сложнее, так как они не всегда имеют стабильный заработок и заняты в проектной работе. Поэтому их доходы от месяца к месяцу могут отличаться.

Рост зарплат во многом объясняется тем, что исполнители повысили стоимость своих услуг на фоне изменения курса валют. Так как среди фрилансеров оказалось много специалистов, работавших на компании из других стран, они постарались повысить свои доходы в рублях, чтобы хотя бы частично сократить потери доходов в других валютах.