По словам модератора, члена президиума Общероссийской общественной организации "Российская ассоциация содействия науке" Марии Воронцовой, интерес к этой теме появился не сейчас, поэтому назрело время для формирования школы этической экспертизы, которая рассказывала бы студентам, молодым ученым, специалистам, как было бы правильно проводить исследования и грамотно их оформлять.
"Прогресс неумолим, и новые веяния, в том числе генетические технологии, заставляют адаптироваться все быстрее. Считаю, что законодательство хоть и основополагающее, но не может, да и не должно уследить сразу за всем, - сказала Воронцова. - Биоэтика не хуже права может защитить интересы и права всех участников процесса, причем она остается более гибким инструментом, готовым не сдерживать технологические прорывы, а поддерживать их".
Воронцова отметила, что в России есть этическая экспертиза, но ее недостаточно: "Это должен быть вектор, который призван помочь, - объяснила модератор. - Мы должны понимать, что этично, а что нет. Как формировать? Дискутировать, выявлять, спрашивать, главное - дискуссия должна быть среди экспертов разных областей, вплоть до представителей разных конфессий, пациентов организаций, родителей заболевших детей".
На вопрос "Какую этическую грань ученые не должны переходить?" Мария Воронцова ответила лаконично: "С моей точки зрения, этичным исследование является тогда, когда польза превосходит вред для всех участников".
Спикер отметила: наука использует в своей работе нейросети - и это уже реальность. Например, биоинформатика и неинвазивная неонатальная диагностика буквально пронизаны искусственным интеллектом. И это приносит пользу, потому что помогает врачам принимать решения в соответствии с золотым стандартом.
"Когда психолог занимается не только научной работой, но и практической, то каждый раз предстоит решить задачу, где та красная черта, которую не должен переходить, - заключил профессор, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко. - Связь психолога с пациентом - это не только оказание медицинской помощи, но и научное исследование, ведь метод наблюдения никто не отменял: человек представляет собой целый космос, в котором надо разобраться. В этом году в системе российского здравоохранения, кроме медицинского психолога, появился и нейропсихолог. Первые специалисты больше задействованы для психиатрической помощи. Если говорить об этике психолога, то мы отстаем от медицинских кодексов - первый психологический кодекс был принят только в 2005 году, и наш вуз единственный, где студенты приносят клятву медицинского психолога".
Важно, что "Школа этики научных исследований" началась не с нуля, и уже есть устоявшиеся практики.