Если растут перевозки, появляются новые направления доставки грузов, значит, есть что перемещать - кто-то что-то произвел и отправляет потребителю или купил и везет себе, импортирует или экспортирует. Следовательно, экономика развивается и можно ждать улучшений.
Вместе с Южно-Уральской железной дорогой "РГ" решила посмотреть статистику магистрали за десять месяцев этого года и пришла к отнюдь не пессимистическим заключениям.
Несмотря на санкционные ограничения, оказавшие влияние на грузовые перевозки, по итогам 10 месяцев 2023 года фиксируется положительная динамика - с полигона дороги отгружено на 0,8 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом произошли изменения в структуре видов перевозок: внутрироссийские несколько сократились, а экспортные значительно выросли. Челябинская область прибавила больше других регионов, входящих в зону обслуживания магистрали - один процент.
Челябинская область в структуре погрузки занимает первое место, на втором - Оренбургская область, третье делят Курганская область, Башкирия и Северный Казахстан.
Рост внутреннего потребления и импортозамещающих производств, заключение дополнительных контрактов положительно сказались на отгрузке черных металлов, зерна и контейнерных перевозках. Переориентация предприятий с запада на восток, выстраивание новых логистических цепочек позволили развивать новые направления. Так, из Челябинской области экспорт в Казахстан в сравнении с прошлым годом увеличился почти на 50 процентов, в Киргизию - на 80, в Узбекистан - на 59, в Китай на 35, в Таиланд - в 16 раз. Сформировано 118 контейнерных поездов (рост почти в 2 раза к 2022 году) а в целом по ЮУЖД отправлено 197 контейнерных поездов - на треть больше, чем в прошлом году.
Изменение геополитической ситуации стало серьезным вызовом для всех участников транспортного рынка, и железнодорожники приложили немало усилий к освоению новых маршрутов и отправке грузов в Среднюю Азию, на Дальний и Ближний Восток, в частности в Иран. Пришлось перестроить логистику, предложив новый путь доставки продукции отечественных предприятий потребителям по восточной ветке международного транспортного коридора "Север-Юг". И отклик бизнес-сообщества не заставил себя ждать. Сейчас это направление приобретает все большую популярность. С апреля 2023 года из Челябинска ежемесячно отправляется по одному контейнерному поезду с дальнейшим их следованием через порты Ирана в Индию, Саудовскую Аравию и ОАЭ, и для развития этих перевозок у Южного Урала еще большой потенциал.
С начала года вдвое увеличился экспорт зерна в Тунис, Саудовскую Аравию, Афганистан и страны бывшего СНГ, почти в два раза - продукции химической промышленности в Казахстан, на 20 процентов - экспорт черных металлов в страны СНГ, настолько же экспорт нефтепродуктов в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан. Большим спросом, судя по перевозкам, пользуются огнеупоры и строительные материалы. Однако основную долю в структуре перевозок по-прежнему занимают внутренние направления. Железная дорога остается главной транспортной артерией отечественной экономики. И тот факт, что эта артерия наполнена потоком грузов, а сам поток находит себе новые русла, свидетельствует: предприятия приноравливаются к новым, довольно жестким условиям работы. По статистике видно, какой из регионов, использующих магистраль для отправки продукции и получения грузов, лучше адаптировался к санкционному давлению. Судя по цифрам, это Челябинская область.
Железнодорожники помогли предприятиям-экспортерам и импортерам оперативно переориентировать направления отправки и получения грузов, выстроить новые кооперационные цепочки благодаря тому, что выстроили с ними эффективную систему коммуникаций через центры продаж транспортных услуг, работающих в формате "одного окна". Такие центры созданы в Челябинске и Оренбурге, представители центров работают в Златоусте и Кургане. Промышленным партнерам, имеющим потенциал роста перевозок, предлагается уже не только доставка груза по железной дороге, а комплексное транспортно-логистическое решение технического и технологического характера с использованием других видов транспорта. До конца этого года планируется открыть офис магистрали в терминально-логистическом центре на станции "Челябинск-Грузовой" общей площадью более 400 тысяч квадратных метров. Это позволит повысить качество обслуживания грузоотправителей.
Как отметили в управлении дороги, последовательно реализуется уникальный пилотный проект "Цифровая железнодорожная станция". Он объединяет все современные технологии - интернет вещей, машинное зрение, искусственный интеллект, большие данные и цифровых двойников. Прежде на станции "Челябинск" уже внедрили несколько цифровых решений, направленных на автоматизацию работы. Это, например, интерактивный пульт комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом, который позволяет повысить уровень его безопасности. В ближайшие годы магистраль планирует полностью завершить переход к концепции "Цифровая станция".