01.12.2023 08:34
Поделиться

Калининград может стать модельным регионом по развитию электротранспорта

Татьяна Мастерова/АСИ

Каждая десятая машина в самом западном регионе страны будет электромобилем к 2030 году. Такой прогноз обозначили эксперты на сессии "Электромобильность Калининградской области: новые горизонты развития". Продвигать пилотные проекты в этой сфере на федеральном уровне и содействовать предпринимателям в развития электрозарядной инфраструктуры уже готовы в Агентстве стратегических инициатив (АСИ).

Калининградская область в этом плане - уникальный регион. Ее максимальная протяженность с востока на запад составляет 205 километров, что делает передвижение на электромобиле максимально комфортным. Для преодоления этого расстояния достаточно одной зарядки аккумулятора.

- Речь идет о создании электрозарядных хабов, расширении сети зарядных станций, замене общественного транспорта. Калининградская область в этом смысле может стать модельной. Такой опыт будет полезным примером для других субъектов страны, - рассказал на сессии директор дивизиона "Экология" АСИ Максим Евдокимов. - Сегодня многие компании хотят участвовать в развитии инфраструктуры для электромобилей, но сталкиваются с определенными барьерами, в том числе бюрократическими. Наша задача - помочь их снять и сформировать пользовательские пути для предпринимателей.

Для этого АСИ включается в рабочую группу, созданную в Калининграде по реализации стратегии развития электротранспорта. Она организована по поручению губернатора области Антона Алиханова в декабре прошлого года.

В регионе уже есть собственная производственная база. Собирать электромобили, рассчитанные на массового потребителя, будут на калининградском заводе "Автотор". А "сердцем" экологичных машин станут литий-ионные аккумуляторы, выпускать которые в 2025 году начнет компания "Рэнера", входящая в госкорпорацию "Росатом".

- Почему важны свои комплектующие? Дело в том, что 40-60 процентов от цены на электромобиль приходятся на аккумуляторную батарею. Такие производства обязательно должны быть локализованы на территории страны. Однако без поддержки государства реализовать в полной мере программу перехода на электротранспорт нельзя, - прокомментировал президент "Автотор Холдинг" Денис Пак. - Как производитель, мы хотим увеличить и скорректировать объем инвестиций. Их основная часть пойдет на развитие уникальной компонентной базы не только для потребностей нашего предприятия, но и в целом для отрасли. Речь идет о самых современных электродвигателях, редукторах, силовой электронике, бортовых зарядных устройствах и многом другом. Сейчас таких компетенций в России в нужном объеме и на необходимом технологическом уровне нет.

Эксперты также добавили, что вопрос развития электрозарядной инфраструктуры является для региона первичным и принципиальным. Только возможность заряжать автомобиль дома, на работе или городской парковке с комфортом и без очередей обеспечит взрывной рост потребления электромобилей и, как следствие, увеличение спроса на технологии, в которые инвестируют отечественные компании.

Калининградская область по понятным причинам не может тягаться с Москвой и Санкт-Петербургом по количеству зарядочных станций и "перехватывающих" парковок как в городской черте, так и за ее пределами. Однако эту ситуацию хотят изменить в будущем.

- У нас на территории области пока не так много электромобилей - чуть больше 300 машин. Если говорить о зарядных станциях, то их количество составляет 26 штук на весь регион. До конца этого года мы запустим еще шесть таких объектов. Всего к 2030-му их количество возрастет до 150, - подчеркнул заместитель председателя регионального правительства Александр Рольбинов.

В регионе прорабатывают вопросы приоритизации электротранспорта для калининградского аэропорта или агрегаторов такси в рамках существующей "дорожной карты". Кроме того, власти и производители пытаются разработать удобную систему для жителей, чтобы они могли быстро подать заявку на установку домашних зарядных станций. Такие решения позволяют подключать к ним автомобиль в ночное время, чтобы не перегружать сети.

Уже в следующем году в эксклаве хотят открыть от трех до шести электрозарядных хабов. Их главными пользователями станут автоперевозчики и арендаторы электромобилей по системе каршеринга. В работу также включились отдельные калининградские компании, которые установили зарядные станции для машин сотрудников на своей территории.

- Вместе с правительством области над "дорожной картой" работают Росатом, "Россети", "Автотор", крупные торговые сети и другие заинтересованные организации. В начале 2024 года обязательно представим ее общественности. Увеличивать число электромобилей планируем в том числе и за счет господдержки бизнеса. Ведем переговоры с тремя таксопарками о покупке электромобилей. Планируем развивать каршеринг и систему передвижных зарядных устройств для него, - заключил заместитель председателя правительства Калининградской области Дмитрий Кусков.

Однако переход на электротранспорт - недешевое удовольствие, особенно если речь идет об электробусах. Стоимость последних на порядок выше привычных аналогов на бензине или газе. Поэтому здесь крайне важна поддержка со стороны государства. Сегодня лишь десять субъектов страны получают соответствующие субсидии на развитие электротранспорта. Участники сессии попросили АСИ и госкорпорацию "ВЭБ.РФ" консолидировано обратиться в федеральное правительство с просьбой включить в государственную программу в качестве 11-го региона Калининградскую область.

Справка "РГ": Калининградская область - это первый регион, куда приехала команда АСИ и ВЭБ.РФ в рамках серии экспертных выездов в российские регионы для привлечения более широкой аудитории к формированию предложений по развитию страны. Идеи и проекты, выдвинутые федеральной и региональной командами, презентуют главе Калининградской области, представителям администрации президента страны и федерального правительства РФ. В дальнейшем они лягут в основу программ развития региона.