Поделиться

    Как особенности женской психологии помогают и мешают им в труде и в бизнесе

    Как сделать компанию привлекательной для сотрудников-женщин, а затем максимально эффективно использовать их природные наклонности? Об этом и других гендерных особенностях рынка труда рассказывает директор направления стратегических проектов аналитического центра Национального агентства финансовых исследований Ирина Гильдебрандт.
    Женщинам очень важно, чтобы труд имел выраженный смысл, приносил пользу обществу, стране.
    Женщинам очень важно, чтобы труд имел выраженный смысл, приносил пользу обществу, стране. / Татьяна Андреева/РГ

    Сила инерции

    Дефицит рабочих рук побуждает собственников задумываться об увеличении количества женщин в профессиональных сферах, которые исконно считались мужскими?

    Ирина Гильдебрандт: В последнее время часто говорят, что рынок труда стал более доступным, открытым для женщин. Но мы пока не фиксируем ярких цифр и трендов, говорящих о том, что дамы стали массово осваивать новые специальности или увеличили присутствие в топ-менеджменте российских компаний.

    С чем вы это связываете?

    Ирина Гильдебрандт: Наша гипотеза такова: помимо объективных рыночных факторов, влияющих на возможности профессиональной самореализации, есть что-то не столь очевидное, скрытое. Предположили: это устойчивые представления, которые формируются на психологическом, эмоциональном уровне и в конечном счете влияют на мотивацию женщин, их готовность идти в определенные трудовые сферы.

    Женщины не готовы сильно рисковать, но именно это качество во времена экономической турбулентности помогает сохранить бизнес

    Среда вокруг меняется настолько динамично, что только успевай ловить открывающиеся возможности. Вместе с тем наблюдается определенный консерватизм в области трудовых отношений, который в том числе базируется на стереотипах, мешающих по-современному взглянуть на роль и возможности женщин. К примеру, как считают 35 процентов соотечественников, им приходится делать выбор между карьерой и семьей, 31 - что успешная дама теряет свою привлекательность, а 72 процента полагают: главное предназначение женщины - быть матерью и хорошей хозяйкой. Это мнение общества в целом и женщин в том числе. Они очень часто остаются носителями таких установок о самих себе, что является препятствием для развития культуры равных возможностей. Так, ассоциация женщин и успеха по-прежнему минимальна. Когда респондентам предложили вспомнить успешных соотечественников, лишь 17 процентов назвали женские имена, и реже всего из сфер политики, науки, предпринимательства, чаще - из артистической среды, мира медиа.

    Сегодня нередко можно слышать: достигаем паритета в семейных отношениях, мужчины и женщины наравне принимают решения и делят обязанности. Но справедливо это лишь отчасти, когда речь идет о жителях крупных городов, молодом поколении. В глубинке приверженность ярко выраженному разделению на "мужские" и "женские" роли сохраняется, воспроизводится из поколения в поколение.

    Живучесть стереотипов объясняется воспитанием?

    Ирина Гильдебрандт: Безусловно. Интересны ожидания, которые родители транслируют сыновьям и дочерям. От первых, как правило, ждут успешной карьеры, финансовой независимости, девушкам же преимущественно желают семейного счастья. Подобная матрица накладывается и на рекомендации родителей в выборе профессии: дочерям чаще советуют связать жизнь с медициной, образованием, сыновьям - идти в предприниматели, цифровую или высокотехнологичную сферу.

    При этом представления старшего поколения о востребованности профессий и новых возможностях в силу объективных причин могут совершенно не соотноситься с реальностью. По заказу коллег из системы образования мы опрашивали подростков и их родителей о том, какие специальности, по их мнению, в топе. Оказалось, мнения этих аудиторий не совпадают. А если учитывать, что в вопросах карьерной траектории детей верх часто берут взрослые, поскольку оплачивают им учебу, съемную квартиру и быт в годы студенчества, надо признать, что не каждый зависимый в финансовом отношении молодой человек решится перечить старшим.

    Чего хотят женщины

    Что же работодатель должен сделать, чтобы привлечь на свою сторону женщин?

    Ирина Гильдебрандт: Адекватный руководитель создает условия для труда и профессионального развития, соответствующие ценностям сотрудников. Для этого он должен быть готов к диалогу. Можно называть это социальной ответственностью, но за такой политикой стоит и сугубо рациональный интерес: работники, которые удовлетворены своим положением и условиями труда, более продуктивны. Что же касается женщин, они при трудоустройстве больше внимания обращают на возможность гибкого графика, гибридной занятости, мер социальной корпоративной ответственности - наличие медицинской страховки, корпоративной поддержки и т. д. Причины очевидны - необходимость совмещать работу с заботой о семье.

    Какие советы вы дали бы кадровым службам, руководителям компаний?

    Ирина Гильдебрандт: Женщины по-особому воспринимают свою работу. Для них намного важнее, чем для мужчин, чтобы труд имел выраженный смысл, а результат был нацелен на решение каких-то важных проблем, приносил пользу обществу, стране. Поэтому, когда наши аналитики работают с эйчарами корпораций, советуют формировать эти смыслы и ценности. Еще женщинам необходима позитивная обратная связь, поддержка со стороны начальства. Им также важно знать, что работу, в которую они погружены, замечают и ценят, руководство видит их старания и отмечает их. Это один из ключевых факторов для мотивации женского персонала, которая тоже служит инструментом достижения трудовой продуктивности.

    Индекс - в гору

    Не разрушают ли стереотипы сами дамы-руководители, демонстрирующие независимость и свой взгляд на мир?

    Ирина Гильдебрандт: Многим, даже высококвалифицированным специалистам-женщинам комфортнее на вторых ролях, хотя они и обладают необходимым набором компетенций и трудоспособностью не меньшей, а порой большей, чем у мужчин. Поэтому чаще выступают в роли заместителей, а не руководителей. Причина и здесь кроется в психологических особенностях: у женщин завышенные требования к себе, этакий "синдром отличницы", из-за чего они не всегда готовы брать на себя единоличную ответственность за принятие решений, выходить в публичное пространство. Если женщина не уверена, что со всеми задачами справится идеально, зачастую будет избегать браться за какое-то дело из страха получить негативную оценку. А мужчины к таким вещам относятся проще.

    Есть интересное международное исследование, результаты которого говорят, что профильные компетенции, так называемые hard skills, не являются решающими для успеха. Если сидишь в четырех стенах, оттачивая узкопрофессиональные навыки, лидерских позиций вряд ли достигнешь. Ключевыми факторами здесь служат готовность к публичному позиционированию, репутационный капитал, отличные профессиональные связи в отраслевых и межотраслевых сообществах. Эти выводы были сделаны на основе анализа большого массива данных о карьерных траекториях. Например, даже среди артистов балета, где, казалось бы, важнее всего физические данные, выносливость, артистизм, в настоящие суперзвезды выбились лишь те, кто смог эффективно выстраивать профессиональные связи, создавать правильный публичный имидж. Другими словами, говоря о лидерстве, важно концентрироваться именно на этих аспектах.

    Но роли бизнесвумен и топ-менеджера женщины все же способны играть блестяще.

    Ирина Гильдебрандт: Да, и здесь им помогает совершенно невероятная гибкость и высокая адаптивность. Совместно с комитетом по развитию женского предпринимательства "Опоры России" мы системно, буквально под микроскопом, изучаем эту среду. И в пандемию, и в 2022 году в женском предпринимательстве были непродолжительные спады, однако впоследствии всегда наблюдался интенсивный рост. А нынешний год вообще стал пиковым за всю историю проекта, восьми лет измерения WBI - индекса женской предпринимательской активности.

    Еще одной особенностью российских предпринимательниц, кстати, является тяга к обучению. Они учатся и на старте карьеры, и руководя компаниями. Даже запуск бизнес-проекта редко обходится без предварительной учебы. У мужчин обычно, наоборот, доминирует убеждение: все смогу сам, моя идея гениальна, а бизнес-навыками овладею по ходу дела. Недавно, к примеру, мне жаловался один знакомый на неудачу в бизнесе, поведав историю, которая может служить иллюстрацией к тому, как импульсивно порой поступают представители сильного пола. Рассказчик откровенно признался, что решение вложиться в открытие московского ресторана принял, мягко говоря, с кондачка. Потом спохватился, но отступать, посчитал, поздно - с партнером по рукам ударил в присутствии свидетелей.

    Мне трудно представить, чтобы подобным образом действовала женщина, у которой деловая осторожность и аккуратность буквально на биологическом уровне. Женщины не готовы сильно рисковать, но именно это качество во времена экономической турбулентности позволяет выбирать средние траектории, более устойчивые к внешним факторам, и помогает сохранить бизнес. В пандемию женщины намного успешнее, чем мужчины, адаптировались к использованию виртуальных инструментов. Последние чаще просто шли за господдержкой, а дамы по привычке решили: нет, справимся сами. С помощью социальных сетей и онлайн-платформ успешно опробовали новые коммерческие подходы.

    А при командной управленческой работе, в советах директоров и подобных структурах, формируемых по смешанному принципу, благодаря равному присутствию женщин и мужчин решения принимаются более взвешенно, что идет на пользу компании и ее сотрудникам. В общем, в бизнесе все происходит, как и в обычной жизни.