Дефицит рабочих рук побуждает собственников задумываться об увеличении количества женщин в профессиональных сферах, которые исконно считались мужскими?
Ирина Гильдебрандт: В последнее время часто говорят, что рынок труда стал более доступным, открытым для женщин. Но мы пока не фиксируем ярких цифр и трендов, говорящих о том, что дамы стали массово осваивать новые специальности или увеличили присутствие в топ-менеджменте российских компаний.
С чем вы это связываете?
Ирина Гильдебрандт: Наша гипотеза такова: помимо объективных рыночных факторов, влияющих на возможности профессиональной самореализации, есть что-то не столь очевидное, скрытое. Предположили: это устойчивые представления, которые формируются на психологическом, эмоциональном уровне и в конечном счете влияют на мотивацию женщин, их готовность идти в определенные трудовые сферы.
Среда вокруг меняется настолько динамично, что только успевай ловить открывающиеся возможности. Вместе с тем наблюдается определенный консерватизм в области трудовых отношений, который в том числе базируется на стереотипах, мешающих по-современному взглянуть на роль и возможности женщин. К примеру, как считают 35 процентов соотечественников, им приходится делать выбор между карьерой и семьей, 31 - что успешная дама теряет свою привлекательность, а 72 процента полагают: главное предназначение женщины - быть матерью и хорошей хозяйкой. Это мнение общества в целом и женщин в том числе. Они очень часто остаются носителями таких установок о самих себе, что является препятствием для развития культуры равных возможностей. Так, ассоциация женщин и успеха по-прежнему минимальна. Когда респондентам предложили вспомнить успешных соотечественников, лишь 17 процентов назвали женские имена, и реже всего из сфер политики, науки, предпринимательства, чаще - из артистической среды, мира медиа.
Сегодня нередко можно слышать: достигаем паритета в семейных отношениях, мужчины и женщины наравне принимают решения и делят обязанности. Но справедливо это лишь отчасти, когда речь идет о жителях крупных городов, молодом поколении. В глубинке приверженность ярко выраженному разделению на "мужские" и "женские" роли сохраняется, воспроизводится из поколения в поколение.
Живучесть стереотипов объясняется воспитанием?
Ирина Гильдебрандт: Безусловно. Интересны ожидания, которые родители транслируют сыновьям и дочерям. От первых, как правило, ждут успешной карьеры, финансовой независимости, девушкам же преимущественно желают семейного счастья. Подобная матрица накладывается и на рекомендации родителей в выборе профессии: дочерям чаще советуют связать жизнь с медициной, образованием, сыновьям - идти в предприниматели, цифровую или высокотехнологичную сферу.
При этом представления старшего поколения о востребованности профессий и новых возможностях в силу объективных причин могут совершенно не соотноситься с реальностью. По заказу коллег из системы образования мы опрашивали подростков и их родителей о том, какие специальности, по их мнению, в топе. Оказалось, мнения этих аудиторий не совпадают. А если учитывать, что в вопросах карьерной траектории детей верх часто берут взрослые, поскольку оплачивают им учебу, съемную квартиру и быт в годы студенчества, надо признать, что не каждый зависимый в финансовом отношении молодой человек решится перечить старшим.
Что же работодатель должен сделать, чтобы привлечь на свою сторону женщин?
Ирина Гильдебрандт: Адекватный руководитель создает условия для труда и профессионального развития, соответствующие ценностям сотрудников. Для этого он должен быть готов к диалогу. Можно называть это социальной ответственностью, но за такой политикой стоит и сугубо рациональный интерес: работники, которые удовлетворены своим положением и условиями труда, более продуктивны. Что же касается женщин, они при трудоустройстве больше внимания обращают на возможность гибкого графика, гибридной занятости, мер социальной корпоративной ответственности - наличие медицинской страховки, корпоративной поддержки и т. д. Причины очевидны - необходимость совмещать работу с заботой о семье.
Какие советы вы дали бы кадровым службам, руководителям компаний?
Ирина Гильдебрандт: Женщины по-особому воспринимают свою работу. Для них намного важнее, чем для мужчин, чтобы труд имел выраженный смысл, а результат был нацелен на решение каких-то важных проблем, приносил пользу обществу, стране. Поэтому, когда наши аналитики работают с эйчарами корпораций, советуют формировать эти смыслы и ценности. Еще женщинам необходима позитивная обратная связь, поддержка со стороны начальства. Им также важно знать, что работу, в которую они погружены, замечают и ценят, руководство видит их старания и отмечает их. Это один из ключевых факторов для мотивации женского персонала, которая тоже служит инструментом достижения трудовой продуктивности.
Не разрушают ли стереотипы сами дамы-руководители, демонстрирующие независимость и свой взгляд на мир?
Ирина Гильдебрандт: Многим, даже высококвалифицированным специалистам-женщинам комфортнее на вторых ролях, хотя они и обладают необходимым набором компетенций и трудоспособностью не меньшей, а порой большей, чем у мужчин. Поэтому чаще выступают в роли заместителей, а не руководителей. Причина и здесь кроется в психологических особенностях: у женщин завышенные требования к себе, этакий "синдром отличницы", из-за чего они не всегда готовы брать на себя единоличную ответственность за принятие решений, выходить в публичное пространство. Если женщина не уверена, что со всеми задачами справится идеально, зачастую будет избегать браться за какое-то дело из страха получить негативную оценку. А мужчины к таким вещам относятся проще.
Есть интересное международное исследование, результаты которого говорят, что профильные компетенции, так называемые hard skills, не являются решающими для успеха. Если сидишь в четырех стенах, оттачивая узкопрофессиональные навыки, лидерских позиций вряд ли достигнешь. Ключевыми факторами здесь служат готовность к публичному позиционированию, репутационный капитал, отличные профессиональные связи в отраслевых и межотраслевых сообществах. Эти выводы были сделаны на основе анализа большого массива данных о карьерных траекториях. Например, даже среди артистов балета, где, казалось бы, важнее всего физические данные, выносливость, артистизм, в настоящие суперзвезды выбились лишь те, кто смог эффективно выстраивать профессиональные связи, создавать правильный публичный имидж. Другими словами, говоря о лидерстве, важно концентрироваться именно на этих аспектах.
Но роли бизнесвумен и топ-менеджера женщины все же способны играть блестяще.
Ирина Гильдебрандт: Да, и здесь им помогает совершенно невероятная гибкость и высокая адаптивность. Совместно с комитетом по развитию женского предпринимательства "Опоры России" мы системно, буквально под микроскопом, изучаем эту среду. И в пандемию, и в 2022 году в женском предпринимательстве были непродолжительные спады, однако впоследствии всегда наблюдался интенсивный рост. А нынешний год вообще стал пиковым за всю историю проекта, восьми лет измерения WBI - индекса женской предпринимательской активности.
Еще одной особенностью российских предпринимательниц, кстати, является тяга к обучению. Они учатся и на старте карьеры, и руководя компаниями. Даже запуск бизнес-проекта редко обходится без предварительной учебы. У мужчин обычно, наоборот, доминирует убеждение: все смогу сам, моя идея гениальна, а бизнес-навыками овладею по ходу дела. Недавно, к примеру, мне жаловался один знакомый на неудачу в бизнесе, поведав историю, которая может служить иллюстрацией к тому, как импульсивно порой поступают представители сильного пола. Рассказчик откровенно признался, что решение вложиться в открытие московского ресторана принял, мягко говоря, с кондачка. Потом спохватился, но отступать, посчитал, поздно - с партнером по рукам ударил в присутствии свидетелей.
Мне трудно представить, чтобы подобным образом действовала женщина, у которой деловая осторожность и аккуратность буквально на биологическом уровне. Женщины не готовы сильно рисковать, но именно это качество во времена экономической турбулентности позволяет выбирать средние траектории, более устойчивые к внешним факторам, и помогает сохранить бизнес. В пандемию женщины намного успешнее, чем мужчины, адаптировались к использованию виртуальных инструментов. Последние чаще просто шли за господдержкой, а дамы по привычке решили: нет, справимся сами. С помощью социальных сетей и онлайн-платформ успешно опробовали новые коммерческие подходы.
А при командной управленческой работе, в советах директоров и подобных структурах, формируемых по смешанному принципу, благодаря равному присутствию женщин и мужчин решения принимаются более взвешенно, что идет на пользу компании и ее сотрудникам. В общем, в бизнесе все происходит, как и в обычной жизни.