Как известно, продвигаемый коллективным Западом "порядок, основанный на правилах" столкнулся с неприятием глобального большинства, уперся в тупик своего исторического развития и рассыпается как карточный домик. Об этом как никому другому известно ведущим политологам из Индии, Малайзии, Вьетнама, Пакистана, Таиланда, Монголии и Японии, которые по приглашению "валдайцев" приехали в Москву. Все они до начала конференции провели закрытую от прессы встречу с заместителем главы МИДа России Андреем Руденко, который, очевидно, разъяснил основные направления российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Любопытно, что ранее азиатские мероприятия клуба проходили непосредственно в обсуждаемом регионе. Однако в этот раз конференция проходит в московской штаб-квартире "Валдая". Почему принято такое решение? "Мы вообще после начала СВО много мероприятий проводим здесь, чтобы наши иностранные эксперты приезжали и видели, как Россия живет и развивается. Как люди ходят по улицам, как работает экономика, бизнес, государство в условиях военно-политического конфликта вокруг Украины и экономической войны со стороны Запада, которая идет против России. Нам важно, чтобы наши иностранные партнеры знали про Россию не из газет и западной экспертизы, а видели все воочию", - объясняет логику организаторов куратор конференции и программный директор клуба "Валдай" Тимофей Бордачев, выступивший модератором первых сессий конференции. По его словам, традиционная для "Валдая" атмосфера - это открытая и доверительная дискуссия: "Мы не произносим политических лозунгов и не учим друг друга, как жить. Это наша интеллектуальная философия".
Обращает на себя внимание, что среди участников мероприятия не оказалось представителей главного азиатского экономического локомотива - Китая. Однако никакой скрытой повестки здесь нет, ведь для полноформатного и глубокого обсуждения отношений РФ-КНР у Валдайского клуба есть отдельная регулярная российско-китайская конференция. А вот присутствие в Москве представителя экспертного сообщества Японии - единственной из представленной на конференции стран, присоединившейся к антироссийским санкциям - наглядно подтверждает, что далеко не все в Стране восходящего солнца согласны с проводимым Токио курсом в отношении РФ.
В ходе дискурса речь шла о том, что в условиях осыпающейся гегемонии Запада роль азиатских государств растет. К подлинной многополярности стремятся не только ведущие державы региона в лице Китая и Индии, но и такие страны Юго-Восточной Азии, как Вьетнам, Бирма, Таиланд, Индонезия и Малайзия. Все они готовы проводить независимую и направленную на обеспечение собственных национальных интересов политику, а также обладают достаточными для этого ресурсами и гибкостью. Более того, все они заинтересованы в снижении международной напряженности, готовы к диалогу и могут быть партнерами России, в том числе в сфере безопасности.
Но при этом ни для кого не секрет, что Вашингтон активно продвигает в регионе собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию, в основе которой лежит создание ситуативных и направленных против третьих стран военно-политических альянсов. Речь идет и об американо-британо-австралийском AUKUS, и о четырехстороннем диалоге по безопасности QUAD с участием США, Индии, Австралии и Японии.
На проблему возникновения в Азии разделительных линий, обусловленных ростом американо-китайской конфронтации, обратил внимание руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. По его словам, "странам Азии искусственно навязывается противостояние между демократиями и автократиями".
Однако интересам государств АТР, пока еще остающимся регионом мира, не отвечает накапливание конфликтного потенциала или переход под военное управление США, считают приглашенные эксперты "Валдая". По их мнению, Россия никогда не пыталась вовлечь страны региона в противостояние с коллективным Западом. В том числе и потому, что Азия остается приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности для нашей страны.
Организационно и тематически стартовавшая в Москве Азиатская конференция "Валдая" разбита на два дня и четыре сессии. Среди них как открытые для СМИ панели, так и закрытые дискуссии без присутствия журналистов. С учетом геополитической чувствительности обсуждаемых тем, организаторы исходили из того, что излишняя публичность здесь может только навредить.