Междисциплинарный проект реализует научная группа, в которую вошли специалисты Инженерной школы энергетики, Инженерной школы природных ресурсов и Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов. Экспертами выступают представители авиационной отрасли.
По словам профессора отделения химической инженерии Инженерной школы природных ресурсов университета Елены Ивашкиной, в качестве сырья используются талловое, рыжиковое и рапсовое масла, а также отходы кулинарных масел. Альтернативное топливо можно получать методами каталитического крекинга, процесса Фишера-Тропша и гидрокрекинга. "Первые образцы топлива уже синтезированы. На следующем этапе исследования мы планируем разработку катализаторов, которые позволят повысить выход целевого продукта, а также получать биотопливо с заданными физико-химических характеристиками", - сообщила Елена Ивашкина.
В рамках проекта политехники параллельно разрабатывают интеллектуальную базу данных с применением методов искусственного интеллекта. Она позволит оптимизировать процесс получения биотоплива, а также упростить выбор компонентов, катализаторов и параметров процесса синтеза топлива в промышленном масштабе. Ученые отмечают, что созданные ими цифровые двойники можно применять для оптимизации технологии получения конечного продукта сразу по трем видам показателей - экономическим, экологическим и энергетическим.
Представители индустрии заинтересованы в разработке программного обеспечения для управления параметрами и оптимизации процесса получения авиационного топлива из биосырья, отметил профессор Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов вуза Дмитрий Глушков. Это особенно актуально в связи с ограничениями использования импортных программных продуктов на российских предприятиях. "Наш проект направлен на разработку импортозамещающих программных кодов и модулей для управления процессами создания топливных рецептур и их тестирования", - подчеркнул Глушков.