Инфраструктура Федерального исследовательского центра Института биологии южных морей РАН в Севастополе пострадала больше всего. Ученые института создали технологию полного цикла выращивания у берегов полуострова гигантской устрицы Magallana gigas, привезенной с Дальнего Востока. Специалисты не просто воспроизвели потомство океанских моллюсков в чужеродной для них среде, но провели селекционную работу, которая должна была сделать Черное море родным для этого вида. Задача была непростая, учитывая, что соленость Японского моря 34 процента, а Черного - 13-22. Во многом по этой причине выживаемость спата - икры моллюсков, завозимого в Крым из Приморского края, составляет всего около 10 процентов. Но усилия ученых стоили того, ведь дальневосточная устрица устойчива к грибковым заболеваниям, во многом погубившим черноморского моллюска.
Эксперимент был на пике, в питомнике ФИЦ ИнБЮМ проходили процедуру доращивания около 800 тысяч штук устричного спата. Уже в будущем году специалисты рассчитывали получить первый результат. Шторм уничтожил всех моллюсков, а с ними и год усилий отдела аквакультуры и морской фармакологии института. Научный центр находится на мысе Хрустальный, который принял на себя основной удар стихии.
- Волны разбили садки, оборудование для фильтрации морской воды и водовод, питающий инновационный питомник. Уничтожен даже маяк и причал маломерных судов, - рассказали в пресс-службе ФИЦ ИнБЮМ.
Пока в Институте биологии южных морей подсчитывают убытки и не могут сказать, возобновится ли эксперимент и когда это произойдет.
Сильно ударил шторм и по производителям устриц.
- У нас шторм разбил причальную стенку, лодка, на которой мы выходим в море, пострадала меньше, но у нее тоже вышел из строя двигатель, - рассказал "РГ" владелец старейшей на полуострове устричной фермы в поселке Кацивели Сергей Кулик. - У моих коллег из Севастополя ситуация еще хуже, у них шторм унес в море катамаран, на котором они работали. Министерство сельского хозяйства Крыма запросило у нас данные о размере ущерба, а мы не можем их предоставить, просто не на чем выйти к садкам. До товарного вида раковина устрицы растет примерно два с половиной года. Учитывая, какой урон нанес этот ураган отрасли, думаю, на это время возникнет определенный дефицит. Поставки из Приморского края, Японии могли бы покрыть разрыв между спросом и предложением, но, учитывая, что там не так давно был свой ураган, рассчитывать на существенное увеличение поставок с Дальнего Востока не приходится. Остается дорогой европейский параллельный импорт.
Отметим, до разрушительного шторма оптовая отпускная цена на дальневосточную устрицу в Крыму составляла 120 рублей за раковину и 170 рублей за черноморского моллюска. Розничная цена колебалась в пределах от 350 до 430 рублей за единицу.