Мы намеренно не стали предлагать жесткой формы заявки, как делают коллеги из других изданий.
Исходили мы из такого убеждения: кто, как не юристы, умеют структурировать информацию, выделять главное и подбирать именно такие слова, которые наилучшим образом продемонстрируют уровень экспертизы?
Любая жесткая форма анкеты сужает простор для творчества, а четкие временные рамки (как правило, один год), к которым обычно привязаны описываемые в ней достижения, не дают возможности рассказать о тех проектах, которые были реализованы, скажем, полтора года назад.
Ход времени не умаляет значимость проделанной работы и не делает юриста, работавшего над конкретным проектом, менее профессиональным. Разумеется, при условии того, что и в текущий момент он активен, выполняет клиентские поручения и реализует значимые проекты.
Более того, формальные рамки предлагаемых коллегами анкет зачастую отсекают от рейтинга тех, кто, например, за последний год перешел из одной юридической компании в другую. Такой переход сам по себе не сказывается на квалификации конкретного юриста.
Мы также убеждены, что юридический бизнес - это бизнес конкретных специалистов, а во вторую очередь - компаний. Тот, у кого возникла потребность в юридической помощи, должен точно знать, к какому специалисту обращаться и по какому именно вопросу.
Десятки, если не сотни раз, приходилось слышать одну и ту же историю: человек обратился в юридическую фирму к конкретному специалисту, тот ему помог, компанию рекомендовали друзьям или коллегам, но последние попали к другому сотруднику, получив не тот результат, который ожидался. Как не повторить расхожую истину о том, что именно кадры, а не бренды решают все?
Поэтому рейтинг "Российской газеты" именной. Но после имени всегда указывается компания, в которой работал конкретный юрист или адвокат в момент составления рейтинга, а также его должность в ней.
Для подающихся в "Российскую газету" номинантов было только одно ограничение: любая заявка должна быть привязана к конкретной персоне и описывать достижения специалиста строго в рамках одной из 18 заявленных практик. Если юрист или адвокат претендует на лавры, например, в трех номинациях, он должен был заполнить три анкеты.
Разумеется, в своей оценке мы исходили из того, что даже самый талантливый специалист вряд ли может быть одинаково хорош во множестве практик одновременно. Более того, даже если это и так, то у него вряд ли хватит времени с одинаковым успехом реализовывать проекты и в судах общей юрисдикции, и в арбитраже, и, скажем, в сфере частного капитала. Здравого смысла никто не отменял.
Отказались мы и от разделения рейтинга по принципу "Москва - регионы". Все мы живем в одной стране, а развитие современных способов коммуникации и мобильности снижает издержки географической разбросанности.
Что же мы получили? Около тысячи писем с анкетами разной степени подробности, полноты и изящества. Юристы оказались изобретательнее, чем мы думали: кроме профессиональных достижений люди рассказывали о себе, о своих хобби, а некоторые даже сочиняли стихи.
Все это помогло составить достаточно подробный портрет российского юридического рынка, который, надо признаться, казался более консервативным.
Мы тщательно ознакомились с поданными заявками, проанализировали их, где необходимо, проверили изложенную информацию по всем доступным источникам.
Иногда мы связывались с номинантами или их контрагентами для уточнения полученных данных. Около 15 процентов поданных заявок было отсеяно. Основные причины - несоответствие уровня описанных достижений планке рейтинга или неверные сведения (и отсутствие удовлетворительных пояснений по этому поводу со стороны потенциального номинанта).
Внутри каждой из заявленных практик мы разбили попавших в рейтинг юристов и адвокатов на несколько групп (от 2 до 5 в зависимости от популярности или важности конкретной специализации).
Само попадание специалиста в рейтинг - уже достижение и показатель его высокого уровня.
Логика деления такова: 1-я группа - "топовые" специалисты по соответствующей практике; 2-я группа - отличные специалисты, достойные всяческой рекомендации; 3-я группа - очень хорошие специалисты; 4-я группа - хорошие специалисты, на которых следует обратить внимание; 5-я группа - достойные номинанты, которые, однако, по масштабу проектов не смогли оказаться в предыдущих группах.
Число поданных юристами проектов, предполагающих большой объем правовой работы в будущем, подтверждает эти наблюдения.
Внутри групп имена номинантов даны в алфавитном порядке (ориентируйтесь на фамилии, а если они совпадают - еще и на имена). Рядом с именем и фамилией номинанта указана его компания или образование, в которой он трудился на момент составления рейтинга, а также должность в ней. Если специалист ведет деятельность самостоятельно (крайне редкий, но возможный случай), бренда компании рядом с его именем нет. Так или иначе, указанных в рейтинге сведений достаточно для того, чтобы точно идентифицировать юриста или адвоката и связаться с ним.
Специалисты и компании, вошедшие в рейтинг, могут скачать и использовать в своих материалах или на сайте специальные баннеры с символикой рейтинга "РГ": они выложены на сайте в разделе, посвященному рейтингу.